В борьбе за внимание зрителей в широчайшем спектре существующих частных кабельных и спутниковых телеканалов специализация начинает принимать крайне специфические формы. Музыкальные и киноканалы давным-давно уже сами поделились по жанрам и стилям для любителей «погорячее» и «поспокойнее»: отдельная кнопка для любителей комедий, отдельная -- для любителей ретро, еще одна -- для любителей индийского кино, другая -- для любителей сериалов. Есть телеканалы о животных и природе, об истории и науке, есть национальные и интернациональные, есть утренние и ночные, есть для тех, кому до десяти, и для тех, кому после 18. Есть религиозные, которые сами уже делятся по религиям и религиозным направлениям, есть политические, новостные и аналитические. Кажется, в этой сфере уже никого ничем удивить нельзя. Но новому телеканалу, о создании которого объявила вчера немецкая Deutsche Welle, похоже, это удалось. По сообщению этого издания, немецкий союз похоронных бюро (BDB) в ближайшие месяцы запустит в эфир спутниковый телеканал для пожилых немцев, полностью посвященный теме смерти и похорон.
Как обещают его создатели, через Интернет и спутник по этому каналу будут показывать передачи о разнообразных похоронных ритуалах, репортажи с кладбищ и из похоронных бюро, документальные фильмы о самых живописных некрополях Германии, а также телевизионные некрологи по заказу родственников (предполагается, что средства, полученные за эти услуги, пойдут на финансирование канала). Телевидение, название которому пока только предлагается придумать, начнет вещание еще до конца 2007 года.
Помимо платных теленекрологов другим источником финансирования, по замыслу организаторов, станет реклама сопутствующих старению товаров и услуг: кресел-лифтов для пожилых людей, страхования жизни, домов престарелых. Соответственно целевой аудиторией канала его организаторы видят людей преклонного возраста, для которых отход в мир иной перешел из философской проблемы в актуальную. Идея, которая озарила организаторов канала и которая затем преобразовалась в концепцию нового вещания, такова: снять табу с темы смерти, которое, по мнению основателей телеканала, распространено в немецком обществе. По их мнению, по этой причине пожилые люди и их близкие часто оказываются неподготовленными к смерти и сопряженными с нею моральными и организационными проблемами.
Впрочем, как подчеркивают создатели нового телевидения, они не ставят своей целью извлечение коммерческой выгоды, а лишь намерены оказать моральную поддержку пожилому населению, доля которого в Германии растет год от года. Чтобы корреспонденты и редакторы не сбились с верного тона в разговорах и репортажах на эту щекотливую тему, за деятельностью телеканала будет следить этический совет, который станет давать рекомендации по поводу предлагаемых тем и характера их освещения. Ведь еще не доказано, что прослушивание похоронной музыки в компании себе подобных в доме престарелых с совместным просмотром рекламы инвалидных колясок -- это именно то, что нужно пожилому человеку для достижения душевного покоя.
Впрочем, Германия не первая страна, где высокие технологии пришли на помощь ритуалу. Несколько лет назад в Израиле элитное частное кладбище под Нетанией было оснащено самое современной связью, в том числе и Интернетом, чтобы родственники и близкие покойных через сайт кладбища смогли посмотреть церемонию похорон, а также зажечь виртуальную свечу над могилой в поминальный день.
Для России с государственной монополией на похоронное дело ни частные кладбища, ни похоронные телеканалы пока не актуальны. В деле же переосмысления отношения к смерти потенциальных клиентов в позитивную сторону первый прорыв попытался сделать предприниматель Герман Стерлигов. В памяти народной надолго осталась реклама предприятия по оптовым поставкам гробов. Тогда предприниматель в одном из интервью признавался, что этот бизнес «заставляет более глубинно взглянуть на свое существование». Похоже, взгляды создателей нового немецкого телевидения совпадают с выводами г-на Стерлигова: «Когда видишь перед собой все время гробы, гробы, гробы, начинаешь жить иначе».