Первое заседание правительственного
Совета по нанотехнологиям, образованного 9 июня, прошло вчера под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова. Оно стало организационным -- участники обсудили состояние и направления развития наноиндустрии в стране, а также план мероприятий по реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии».
Совет, состоящий из 38 влиятельных чиновников, ученых, предпринимателей, парламентариев, задуман как совещательный орган для взаимодействия власти с предпринимателями и учеными для выработки предложений по реализации государственной политики в области нанотехнологий и наноиндустрии. На совет возложено также формирование рынка нанопродукции и наноуслуг, координация бюджетных и частных средств в конкретные проекты.
Первым делом первый вице-премьер сообщил, что на развитие наноиндустрии в России до 2015 года планируется выделить около 200 млрд руб. Причем большая часть -- 130 млрд. руб. -- войдет в транш уже этого года. Сергей Иванов выразил уверенность в том, что к этим -- бюджетным -- средствам добавит средств бизнес-сообщество. Хотя бы потому, что «разработка и применение нанотехнологий представляет реальную возможность создать современную экономику, поднять уровень жизни населения и обеспечить должную безопасность страны». Председатель совета был вчера предельно откровенен: не желая через несколько лет оказаться в аутсайдерах глобальной научно-технической гонки, государство готово всемерно поддержать национальную наноиндустрию. «Сейчас мы стоим на пороге настоящей нанореволюции, и она способна перевернуть все наши представления о жизни», -- пафосно заявил г-н Иванов.
Нанотехнологии в России переходят в стадию политической моды. И как это часто бывает с модой, большинство людей не задумывается о сути явления и о значении определяющего это явление термина. В слове «нанотехнологии» пояснения требует лишь первая его часть. «Нано» означает изменения масштаба в миллион раз: 1 нанометр (нм) равен одной миллионной части миллиметра. Это примерно в 100 тыс. раз тоньше человеческого волоса. А есть еще единица 1 ангстрем, он в 10 раз меньше 1 нанометра. Это уже величина атома, например, водорода.
К нанотехнологиям относят процессы и объекты, где присутствуют размеры от 1 до 100 нанометров. Речь идет о процессах, связанных с атомами и молекулами. Другими словами, об изменениях структуры и состава вещества. Ученые называют это «прямыми технологическими операциями на атомарном уровне». Именно они дают возможность получать, в частности, новые конструкционные материалы, полупроводниковые приборы, фармацевтические препараты. Масштабы и возможности применения нанотехнологий не могут полностью представить себе даже специалисты, но возможности эти огромны.
Наиболее горячие сторонники нано ставят это явление в один ряд с открытием электричества и атомной энергии. Последствия широкого применения нанотехнологий скажутся во всех областях науки и техники, в экономике, международных отношениях, повседневной жизни и даже в этике. Одни ученые говорят о великом прогрессивном и оздоровляющем человечество явлении, другие пророчат биологические и химические войны и даже появление неких биологических типов, которые заменят человечество.
К 2015 году рынок нанотехнологий в мире достигнет триллиона долларов. Среди конкретных продуктов нанотехнологий сегодня называют быстросгорающие присадки ракетного топлива, лекарство от рака, обнаружители таких диоксинов, как сибирская язва, а также нанокремы и лосьоны. Вполне возможно, что лекарства будут выпускаться чуть ли не персонально для каждого конкретного человека -- на основе его генной информации.
Есть и российские примеры применения нанотехнологий. Сегодня на Уральском заводе гражданской авиации лопасти вертолетов покрываются нанометаллом. Это в пять раз увеличивает срок их эксплуатации. В Институте электрофизики Уральского отделения РАН есть разработки на основе порошковых нанотехнологий, которые позволяют генерировать электроэнергию из любого вида органического топлива с КПД 60--70%, а это вдвое лучше существующих показателей. Изготовленные с применением нанотехнологий вещества находят самое широкое применение при создании перспективных авиационно-космических систем, средств наземной и спутниковой связи и информации, систем безопасности, в том числе антитеррористических.
Даты рождения нанотехнологий у разных исследователей разнятся. Российские знатоки называют 1934 год, когда первый результат дали исследования в области так называемых «ультрадисперсных материалов». Одним из первых опытов использования нанотехнологий считается дамасская сталь и знаменитые златоустовские клинки. Американцы же считают, что все началось в 1959 году, когда лауреат Нобелевской премии Ричард Файнман прочитал лекцию под названием «Внизу полным-полно места». Ученый был убежден, что создавать новые вещества можно с помощью «атомной укладки», располагая частицы в нужном порядке. С начала 80-х годов прошлого века при производстве транзисторов и лазеров использовалась искусственная пленка толщиной около 10 нм, что позволяло значительно улучшить характеристики приборов.
Япония уже в 1991 году приняла государственную программу по развитию техники манипулирования атомами и молекулами. США, хотя давно занимаются этой проблемой, лишь в 2001 году обнародовали свою «нанотехнологическую инициативу». В следующие пять лет схожие программы приняли около 50 стран. Теперь к ним присоединяется и Россия. Хотя у нас уже велись исследования в области коллоидной химии, химии полимеров и ультрадисперсных систем, что лежит в основе современных нанотехнологических исследований.
Правительство США на нанотехнологии дает даже больше денег, чем запрашивают. Ежегодные вливания -- более 1 млрд долл. К этой сумме надо добавить деньги частных фирм и фондов. Американцы ведут наноисследования примерно по тысяче направлений, японцы -- по трем сотням. Разработки российских ученых находили применение главным образом за рубежом. Законопроект о создании корпорации, которая будет заказывать научные разработки в нанообласти, принят Госдумой в первом чтении. Сумма, названная вчера первым вице-премьером, немалая, однако надо учесть, что электронный микроскоп высокого разрешения, без которого немыслимы наноисследования, стоит 7--8 млн долл. В России пока нет ни одного такого микроскопа. Зато много упущений в этой тонкой области. И чтобы не усугубить отставание, выделенные деньги необходимо направить по приоритетным направлениям, а не хвататься за все сразу.
Американцы подсчитали, что к 2015 году для работы в сфере нанотехнологий потребуется примерно 2 млн человек, Россия к тому времени будет нуждаться по крайней мере в 20 тыс. специалистов. Но и их надо подготовить.
О масштабах изменений в стране в случае успешного развития нанотехнологий на вчерашнем заседании совета Сергей Иванов сказал так: «По мнению специалистов, ученых, реализация отдельных направлений нанотехнологий даст нам больше, чем все атомные и космические проекты Советского Союза вместе взятые».