|
|
N°1, 09 января 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аксененко уступил место своему предшественнику
В МПС сменилось руководство
Тихая обычно неделя между Новым годом и Рождеством подарила в этом году настоящую сенсацию. Ушел в отставку один из самых влиятельных членов правительства -- министр путей сообщения Николай Аксененко. Г-н Аксененко «чувствует моральную ответственность» за проблемы в подведомственной ему сфере. Сомнений в принудительном характере отставки не возникает. Скорее всего уход был подготовлен. Об этом, в частности, говорит скорость, с которой был найден преемник. Уже на следующий день вакантное место занял начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев.
Отставка г-на Аксененко стала логическим завершением большого скандала. Генпрокуратура обвиняет его в превышении должностных полномочий и причинении ущерба государству в размере 70 миллионов рублей. Недружественные СМИ давно обвиняли г-на Аксененко в коррупции и называли «министром-олигархом». А некоторые источники утверждали, что его дни в правительстве сочтены хотя бы потому, что в позднеельцинские времена он был одним из кандидатов на роль «преемника».
Впрочем, были у г-на Аксененко и сторонники. Да и премьер Михаил Касьянов утверждал, что «Аксененко -- хороший министр». Однако нового министра премьер тоже похвалил, назвав его «опытным, хорошо знающим отрасль профессионалом». Опыта г-ну Фадееву действительно не занимать. Он был первым российским железнодорожным министром, возглавляя МПС с 1992 по 1996 год.
Его назначение почти наверняка станут рассматривать как компромисс между старой ельцинской элитой, представителем которой считался г-н Аксененко, и силовиками из окружения Владимира Путина, которые стремятся установить контроль над крупнейшими госмонополиями. Г-н Фадеев не только свояк Аксененко, но и давний коллега по работе. С 1984 по 1987 год г-н Фадеев занимал должность начальника Октябрьской железной дороги. В 1984-м он назначил Аксененко на должность замначальника Мурманского отделения, в 1985-м -- начальником Ленинградско-Финляндского отделения. А еще через год сделал его своим замом. В бытность г-на Фадеева министром Аксененко занимал пост замминистра.
На первом же совещании г-н Фадеев сделал ряд программных заявлений. Он намерен внести ряд корректив в деятельность министерства. В первую очередь ликвидировать задолженность МПС и железных дорог перед федеральным и местными бюджетами. Кроме того, г-н Фадеев намерен провести инвентаризацию всех незавершенных объектов строительства. А запланированное на 1 февраля повышение зарплат железнодорожникам на 15% будет производиться за счет внутренних ресурсов, а не повышения тарифов.
Но глава МПС, традиционно одна из самых мощных фигур в правительстве, к концу 2002 года рискует утратить часть своего «веса». По концепции реструктуризации МПС, функции управления отраслью и осуществления хозяйственной деятельности должны быть разделены. Все 17 железных дорог станут самостоятельными хозяйствующими субъектами и будут объединены в единый холдинг под названием РАО РЖД (Российские железные дороги).
Дальнейшая судьба г-на Аксененко остается неясной. До его отставки Владимир Устинов давал понять, что прекращать уголовное дело никто не собирается. Но нельзя исключать, что г-н Аксененко «обменял» пост на прекращение уголовного дела. И в ближайшее время генпрокурорское расследование просто тихо сойдет на нет.
Вера СИТНИНА