|
|
N°107, 22 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опрос памяти и скорби
Россия еще знает свои исторические даты
К сегодняшнему Дню памяти и скорби социологи ВЦИОМ опубликовали данные проверки памяти россиян. В прошедшие выходные респондентам был задан достаточно простой вопрос из отечественной истории: 1599 человек должны были назвать день, когда началась Великая Отечественная война. Почти две трети опрошенных ответили правильно, 14% смогли вспомнить про 1941 год, 10% -- про 22 июня (но год не указали), 11% ошиблись или не стали отвечать. Но хотя ученые считают, что с возрастом у людей память слабеет, пожилые на этот вопрос социологов отвечали несколько лучше юных.
То, что молодые поколения в военных датах путаются побольше, чем старшие, -- это результат ожидаемый. Но на что бы это ни списывать (хоть на ухудшение школьного образования в постсоветской России, хоть на уменьшение числа памятных мероприятий в ту же эпоху), со знаниями по истории своей страны у нас все не так уж и плохо. Все же более половины среди самых младших -- родившихся в 1982--1989 годах -- точную дату гитлеровского нападения на СССР помнят (53%). Еще 28% могут назвать дату частично либо год, либо число. Каждый пятый либо полностью попадает в "молоко", либо затрудняется с ответом.
Возрастные группы 35--44 года и 45--59 лет, то есть поколения, обучавшиеся в советской школе, выросшие и долго жившие в эпоху, когда патриотическая тема Великой Отечественной была государственной политикой, демонстрируют почти идентичные показатели. В этих поколениях 67--68% про 22 июня 1941 года знают твердо, 13--15% припоминают дату частично, 8--9% не способны и на это. То есть, несмотря на то, что у родившихся в 1948--1972 годах не было ни единого шанса уклониться от информации о Великой Отечественной, почти треть людей этого возраста не может назвать эту дату точно. Хорошо, что социологи не решились спрашивать, во сколько началась война. Про «ровно в четыре часа» утра вспомнили бы явно меньше двух третей.
Возможно, дело тут не только в наличии или отсутствии должного патриотического воспитания. Самое старшее поколение (60 и более лет), как и следовало ожидать, знает про даты войны лучше всех. Но и среди тех, кто воевал, кто ждал своих родственников с фронта, кто родился в годы войны или сразу после Победы, точный ответ дают не все -- 72%. Это, наверное, отличный показатель, но ведь при этом даже в этой группе каждый пятый (!) "угадывает" либо 1941 год без числа, либо 22 июня без года. А еще 7% или ошибаются, или оказываются в затруднительном положении. Все-таки, видимо, не стоит ругать самое молодое поколение за то, что в этом легкомысленном возрасте дату первого дня Великой Отечественной войны хоть как-то, но все-таки помнит 81% опрошенных.
Но в конце концов память на цифры дана не каждому. Оценивать значение войны может каждый, для собственного мнения память не требуется. И вот в этом, как оказалось, молодые и старшие поколения практически едины (и, отметим, что такое вообще в соцопросах встречается нечасто).
ВЦИОМ предлагал два варианта ответа. За первый -- «Это самая большая победа России на протяжении всей ее истории. Ее роль только будет возрастать» -- проголосовали 58% тех, кому от 18 до 24 лет, и 60% тех, кому за 60. Другая точка зрения -- «О Великой Отечественной войне новые поколения россиян уже начинают забывать» -- набрала 37% голосов молодых и 38% -- пожилых. Те, кто помнит, и те, кто готов помнить, оказались в большинстве вне зависимости от того, видели ли они Победу или учили о ней в школе -- советской или уже российской. Хотя, возможно, кое-кто из них и не смог навскидку вспомнить про день, когда 66 лет назад началась та самая война.
Владимир ДЗАГУТО