Вчера неожиданно возобновились американо-северокорейские контакты -- заместитель госсекретаря США Кристофер Хилл прибыл в Пхеньян прямиком с американской военной базы в южнокорейском Осане. В северокорейской столице он провел переговоры со своим северокорейским визави, заместителем министра иностранных дел КНДР Ким Ге Гваном.
О содержании этих переговоров, как показывает опыт, прочие участники шестисторонних переговоров по корейской ядерной проблеме (кроме КНДР и США, в их число входят Россия, Китай, Южная Корея и Япония) узнают лишь постфактум. Ни американцы, ни северокорейцы не распространяются преждевременно о сути договоренностей. Вряд ли это радует прочих участников переговоров, оказывающихся в роли статистов. Но реальность такова, что значимые решения принимаются США и КНДР.
Тем не менее перспектива созыва нового раунда шестисторонних переговоров реальна уже в июле. Усилия России по решению вопроса
о возврате Пхеньяну замороженных в 2005 году в банке в Макао средств КНДР оказались результативными. Согласившись принять средства в российском банке и открыв тем самым путь к возобновлению переговоров по ядерной проблеме, Москва повысила свой авторитет.
Правда, сами средства еще до северокорейских счетов в Хабаровске не дошли. Но Пхеньян уже предпринял решительные шаги навстречу партнерам по шестисторонним переговорам. Направлено приглашение инспекторам Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) для проверки хода работ по закрытию ядерного реактора, что предусмотрено договоренностями февральского раунда «шестисторонки». Делегация МАГАТЭ прибудет в Пхеньян уже на следующей неделе, КНДР обещает остановить реактор во второй половине июля.
Но радоваться пока рано. Возврат 25 млн долл. из банка Макао для КНДР не самоцель -- она хочет вернуть себе выход на рынок международных финансовых услуг и пробить финансовую блокаду. Пока неясно, последуют ли другие международные финансовые учреждения примеру российских банков. Если они этого не сделают, проблема финансовых санкций может возникнуть вновь и затормозить переговорный процесс.
Почти неразрешимой представляется проблема программы производства в КНДР высокообогащенного урана -- США требуют данных, а северокорейцы отрицают само ее наличие. Возможно и возникновение разногласий по количеству произведенного в КНДР плутония. По некоторым данным, в ответ на требование измерения количества плутония северокорейцы могут потребовать платы в размере до 150 млн долл. КНДР не ограничится получением в качестве энергетической помощи разовых поставок мазута. Пхеньян наверняка поднимет вопрос о строительстве АЭС, чему противятся США.
Северная Корея вряд ли будет торопиться обсуждать эти проблемы с администрацией Джорджа Буша. Судя по темпам переговоров, полное прекращение северокорейских ядерных разработок займет не один год. О ядерных устройствах Пхеньян и вовсе речи пока не ведет. Северокорейцам спешить некуда. В первую очередь им нужны долгосрочные гарантии безопасности. А вопрос об этом может быть поставлен лишь после смены хозяина Белого Дома в Вашингтоне.