Судьба конституционного договора Евросоюза -- самая острая тема открывшегося вчера вечером в Брюсселе саммита объединенной Европы. Конфликт между председательствующей Германией и диссидентствующей Польшей отодвинул на второй план все остальные пункты повестки дня. Берлин задался целью вывести из тупика процесс,
споткнувшийся на референдумах 2005 года во Франции и Нидерландах по ратификации проекта конституции ЕС. Без реформы институтов, предусмотренной проектом конституции, союз 27 стран рискует потерять управляемость. Германия вместо толстой книжки конституции предлагает компактный договор, который определял бы организационную структуру ЕС.
Польша выступает решительно против предложенного в проекте распределения голосов в Совете ЕС и грозит заблокировать любой договор, в соответствии с которым решения принимались бы большинством стран-членов, составляющих большинство населения ЕС. Варшава считает, что такой принцип усиливает влияние крупных государств и принижает роль средних. Польшу поддерживают Чехия и отчасти Великобритания, всегда выступавшая против усиления единоначалия в ЕС. Впрочем, президент Польши Лех Качиньский перед самым саммитом намекнул на возможность смягчения позиции.
После расширения в 2004 и 2007 годах политическая жизнь Евросоюза заметно усложнилась. «Десять новых членов ЕС пришли из другой системы, -- сказал «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Исследовательского центра расширения ЕС в Будапеште Петер Балаш. -- Они были в Варшавском договоре, в Совете экономической взаимопомощи, у них одинаковое прошлое». По словам эксперта, «бытует мнение, что эти страны образовали внутри ЕС монолитный блок новичков, которые договариваются и голосуют вместе, но это не так. Они очень разные, их позиции по разным проблемам отличаются».
Отношения с Россией в повестке дня брюссельского саммита не значатся. После майского
саммита Россия--ЕС в Самаре они застыли в стадии переосмысления с обеих сторон. Переговоры о новом
базовом соглашении между ЕС и Россией заблокировала та же Польша, обиженная российским эмбарго на ее мясо. Россия считает, что ЕС стал заложником эгоистических интересов одной страны. Но руководители ЕС заявили в Самаре о солидарности стран союза по принципу «один за всех, все за одного».
Тем не менее в Брюсселе будут обсуждать проблемы, прямо затрагивающие интересы России. Саммит должен принять документ о стратегии ЕС в сопредельных регионах. Речь идет о принятой после 2004 года «политике нового европейского соседства» в отношении стран, которых в обозримом будущем в ЕС не ждут. Это Украина, Грузия, Азербайджан, Молдавия, Армения и даже Белоруссия. А в перспективе -- Ближний Восток с Северной Африкой. Эта политика предусматривает финансирование проектов демократизации и реформирования экономики в этих странах. Микулаш Дзуринда, в прошлом премьер Словакии, а ныне эксперт влиятельных европейских «мозговых трестов», припомнил по этому поводу услышанные им в детстве слова отца: «Цена твоего дома зависит и от того, какие соседи». Евросоюзу нужны понятные, предсказуемые и доброжелательные соседи, исповедующие стандартные европейские ценности.
Петер Балаш заметил «ВН», что в соседних странах лежат жизненные интересы Евросоюза -- «безопасность энергоснабжения, заслон нелегальной иммиграции, развитие транспортной инфраструктуры, общие экологические стандарты». Самые активные участники программы входят
в альянс ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), укрепление которого беспокоит Москву. Брюссель же с тревогой отмечает замедление демократических процессов и реформ в этих странах. В проекте постановления саммита предусмотрено усиление экономической интеграции со странами «нового европейского соседства», создание с ними общей зоны свободной торговли и облегчение визового режима.
Премьера саммита -- утверждение стратегии Евросоюза в Центральной Азии. Объединенная Европа определяет свои цели, интересы и методы их реализации в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркмении и Таджикистане. Европейцы предусмотрительно защитились от обвинений в антироссийской игре. Постпред Германии в Брюсселе Вильгельм Шенфельдер сказал «ВН»: «Стратегия ни в коем случае не направлена против России. Россия и ЕС в Центральной Азии не конкуренты. Их стратегические интересы там дополняют друг друга». По словам дипломата, «в регионе действуют и другие крупные игроки, например, США и Китай». А для ЕС важны энергетические ресурсы: «Возможно, речь пойдет об эксплуатации существующих и строительстве новых трубопроводов».
По мнению Петера Балаша, Центральная Азия -- это «второй уровень в системе нового европейского соседства после европейских и закавказских постсоветских стран». Он не отрицает, что стратегический интерес ЕС на этом направлении связан с заботой об источниках энергии и путях транзита: «Страны Центральной Азии не Европа, с ними мы пока не планируем тесных партнерских отношений. В этом регионе энергетика -- очень важный компонент политики. Когда кто-то планирует проложить трубу, то ищет самый короткий путь. Одни трубы идут через Россию, другие -- нет. Это реальность, и никто не может монополизировать маршруты поставок».