Второе полугодие, которое войдет в текущую историю России как предвыборное, правительство целиком посвятит президенту Владимиру Путину. Точнее,
его последнему посланию Федеральному Собранию. Об этом вчера, открывая очередное заседание правительства, заявил премьер Михаил Фрадков. Выполняя задачи, обозначенные в этом документе, министры надеются, очевидно, внести посильный вклад в президентскую гонку. И в целом -- как орган, обеспечивающий преемственность путинского курса, и лично, сдавая кандидатский минимум.
Для улучшения дела премьер посоветовал членам кабинета всерьез относиться не только к финансированию, но и к организации процесса. А то, как он выразился, «вязнет становление» новых институтов. Таких, как
инвестфонд,
Российская венчурная компания и т.п.
Вчера же министры рассмотрели основные направления деятельности Федеральной налоговой службы (ФНС) на ближайшие три года. И выяснили, что без «сознательных» граждан налоговику просто не жизнь. Среди проблем борьбы с коррупцией, улучшения администрирования сбора налогов и выработки критериев оценки эффективности собственной деятельности ФНС чуть ли не главным считает доносительство.
«Контроль за уплатой налогов с граждан, которые имеют квартиры для сдачи, мы конечно же будем осуществлять, но технически сам контроль очень сложен, -- заявил глава ФНС Михаил Мокрецов. -- Мы рассчитываем на поддержку сознательных граждан, которые наблюдают то, что соседи сдают квартиру и появляются незнакомые люди». Далее он стал ссылаться на «безопасность» и «непростое время», когда «соседи хотят знать своих соседей».
Г-н Мокрецов говорил об этом настолько убедительно, словно был уверен, что граждане, получающие в виде зарплаты ненамного выше прожиточного минимума, должны из зависти к более богатым и оборотистым соседям «стукнуть» в ФНС.
Министр экономического развития Герман Греф потребовал в критерии оценки деятельности налоговиков записать борьбу с коррупцией, и сам премьер, который по обыкновению продемонстрировал редкое знание фискально-правоохранительного предмета. «Не надо заставлять любить налоговые органы, - прагматично посоветовал г-н Фрадков. -- Называйте их, как хотите -- мытарями, фискалами. Их, как и таможенников, это не обижает. А обидит, если будет создана система, разрушительная для самих налоговых органов и бизнеса». Премьер призвал налоговиков все-таки обратить внимание на настойчивые советы г-на Грефа о разработке критериев коррупционности, призвал уйти от субъективизма, когда одним бизнесменам все «спускается», а других обдирают (то есть сам признал, что такое в России происходит).
Г-н Фрадков также согласился с председателем Центрального банка Сергеем Игнатьевым, что ФНС при оценке своей работы не может исходить только из внутренних показателей. А основным из них является отношение взысканных налогов к начисленным обязательствам. У главы ЦБ в деятельности налоговиков есть свой конкретный интерес:
контроль за фирмами-однодневками, которые используются недобросовестными банками для отмывания денег. Как правило, Центробанк вынужден применять меры надзора уже по факту таких сделок, когда их организаторы уже воспользовались определенным банком. Сергея Игнатьева беспокоит, чтобы такие фирмы не ускользали от внимания налоговых органов. А это, сказал он на заседании, может произойти, поскольку у налоговиков возникает искушение не назначать проверки там, где низка вероятность взыскания налогов, и прежде всего в фирмах-однодневках. «Тем более что фирм-однодневок фактически не существует, есть счета в банке, через которые проходят миллиарды рублей и набор регистрационных документов», -- пояснил свои опасения г-н Игнатьев.
Однако г-н Мокрецов категорически заверил и Сергея Игнатьева, и всех остальных, что поддаться такому искушению налоговики просто не могут: неотражение налоговых обязательств для сотрудников ФНС -- должностное преступление. Более того, он сообщил, что сейчас как раз однодневки сформировали большой объем формально зафиксированной налоговой задолженности.
Глава ЦБ тем не менее предложил использовать в налоговой статистике более объективные критерии: «Может быть, стоит эти показатели привязать к валовому внутреннему продукту».
«Тут с ходу подскажу, -- заметил премьер, -- можно вести учет количества возбужденных дел по актам налоговых проверок, направленных в правоохранительные органы».
Всплыла на заседании правительства и тема налога на добавленную стоимость. Г-н Греф спросил, когда же наконец сбор этого налога станет системным. Г-н Мокрецов тут совсем расстроился. Он сообщил, что возврат по НДС в этом году по сравнению с прошлым вырос в 1,8 раза и составил 364 млрд руб. Назвал две группы риска: нефтяников, у которых, по его словам, «суммы возврата часто даже превышают доходы от экспорта», и металлургов, которые монополизировали рынок и формируют специфические цены. «Угроза для бюджета высокая», -- описал степень риска г-н Мокрецов. И добавил: «НДС -- интересный налог. Он все время искушает. Потому что есть возможность залезть в бюджет. Это есть и в Германии. Россия здесь не стала уникальной страной».
Главным злом г-н Мокрецов назвал «либеральность регистрационного законодательства, которое позволяет создать быстро компанию и бросить». «Большая задолженность по НДС -- это от фирм-однодневок», -- пояснил глава ФНС.
«А у вас анализ есть? Где наибольшая негативная нагрузка? -- поинтересовался премьер. -- Чтобы не уповать на несовершенство законодательства, возьмите вместе с таможенниками нефтяников, газовиков и посмотрите экспорт. Состыкуйте. Это позволит выявить, что у нас под контролем».
В целом же г-н Фрадков очень ободрял ФНС, обещал повышение зарплаты не только территориальным органам, но и центральному аппарату. В свою очередь Михаил Мокрецов заявил, что не исключает оттока специалистов из центрального аппарата ФНС в территориальные органы в результате внедрения новой системы стимулирования сотрудников налоговых органов. «Мы, вероятно, получим определенный отток специалистов из центрального аппарата в территориальные органы, потому что там оплата будет выше», -- сказал он. По словам главы ФНС, в настоящее время центральный аппарат ФНС «не рассматривается в системе стимулирования». «Это создает определенное напряжение», -- считает он. «Должна ли быть разница между центральным аппаратом и территориальными органами? Я не знаю, насколько это правильно», -- заметил Фрадков.
В результате правительство одобрило основные направления деятельности налоговой службы на 2008--2010 годы, а премьер поставил налоговиков в пример таможенникам, которым предстоит отчитываться на следующем заседании кабинета.
После заседания, на котором так много говорилось о доходах разнообразных россиян, Михаил Мокрецов поделился с журналистами, что 40% выплачиваемых в стране зарплат все еще остается в тени.