Глава итальянского нефтегазового концерна Eni Паоло
Скарони сообщил, что рассматривает возможности для развития сотрудничества с «Газпромом» в Европе. «Я считаю очевидным то, что мы будем искать дальнейшие точки взаимодействия для обслуживания европейского рынка газа как в роли поставщиков, так и транспортеров», -- сказал он на пресс-конференции в Риме. Накануне вопросы взаимодействия в энергетике г-н Скарони обсуждал с первым вице-премьером России, председателем совета директоров "Газпрома" Дмитрием Медведевым во время его рабочего визита в Рим. Подробности этой встречи, в которой, по данным "Времени новостей", участвовал и зампред правления "Газпрома" Александр Медведев, не сообщались.
Чтобы развивать сотрудничество дальше, компаниям придется структурировать и завершить сделки по обмену активов ЮКОСа на доли в бизнес-проектах Eni. Сейчас переговорный процесс по этим вопросам возобновился после некоторой паузы, связанной с корпоративными изменениями внутри итальянского гиганта. Как уже писала газета «Время новостей», в Eni был создан специальный дивизион, который консолидирует участие группы в российских проектах.
Напомним, что в апреле консорциум Eni и Enel приобрел на аукционе РФФИ 100% акций компаний «Актикгаз» и «Уренгойл», а также 20% «Газпром нефти», ранее принадлежавшие ЮКОСу. Сумма сделки составила 5,8 млрд долл., что итальянцы посчитали за большую удачу. Правда, еще до аукциона, чтобы выиграть, им пришлось подписать с «Газпромом» безусловный опцион, согласно которому российский концерн может выкупить как минимум 51% «Актикгаза» и «Уренгойла». Кроме того, Eni обязан продать партнеру 20% «Газпром нефти» за 3,7 млрд долл., если тот потребует это в течение двух лет. Чтобы оставить у себя 49% акций в бывших газовых активах ЮКОСа, Eni должен продать «Газпрому» энергетические активы в Европе и Северной Африке, где позиции итальянцев очень сильны.
Торг уже идет. На днях глава газового подразделения Eni Доменико Диспенца заявил, что «Газпром» рассматривает для получения от итальянцев ряд активов, но отказался назвать их. Известно, что одним из таковых является генерирующая группа EniPower. По словам г-на Диспенцы, соглашение сторон предусматривает, что российский концерн может претендовать на активы, эквивалентные по стоимости доле итальянцев в «Актикгазе» и «Уренгойле». Они обошлись Eni и Enel примерно в 1 млрд долл. «В этой связи «Газпром» вряд ли сможет получить более 10% в EniPower», -- сказал г-н Диспенца. Получить комментарии российского концерна вчера не удалось, однако, скорее всего, в «Газпроме» не согласятся, что небольшая итальянская энергокомпания с чистой прибылью 24 млн евро (по итогам 2005 года) стоит 10 млрд долларов.
Понятна и основная цель руководства Eni в стартовавших переговорах -- сохранить у себя пакет акций «Газпром нефти». Об этом неоднократно заявлял г-н Скарони, открыто признавая, что хочет получить 20% запасов нефтяной компании «Газпрома» на свой баланс. И судя по всему, в Риме всерьез рассчитывают выторговать за более высокую долю в EniPower или другие активы акции «Газпром нефти».
Тем временем «Газпром» постепенно реализует другую часть стратегического соглашения с Eni -- самостоятельный выход на оптовый рынок газа в Италии. По договоренностям с этого года «Газпром» может продавать часть топлива, предназначенного ранее для итальянского монополиста, небольшим газораспределительным компаниям или крупным конечным потребителям. Как сообщил в интервью газете Il Sole 24 Ore экспортный зампред «Газпрома» Александр Медведев, контракты на поставку 1,8 млрд кубометров в 2007--2008 годах заключены с миланской AEM, ASM (Брешиа) и Hera SpA (Болонья). И сейчас ведутся переговоры об их продлении. Ведь с 2010 года объем прямых продаж «Газпрома» в Италии в соответствии с соглашением с Eni должен вырасти до 3 млрд кубометров. Г-н Медведев продолжает утверждать, что компания не планирует заключать на этом рынке эксклюзивное соглашение с каким-либо покупателем. То есть концерн окончательно решился обойтись без стратегического партнера на оптовом рынке Апеннин.