Конфликт между владельцем компании «Русснефть» Михаилом Гуцериевым и фискальными органами, похоже, достиг критической отметки. Вчера стало известно, что арбитражный суд Москвы наложил арест на акции нефтяной компании -- в качестве обеспечительной меры по искам Федеральной налоговой службы, которая обвиняет г-на Гуцериева в незаконных внутрикорпоративных операциях, противоречащих морали и нравственности. Всего ФНС подала в суд восемь исков, два из которых будут рассматриваться 29 июня, остальные -- 6, 12 и 16 июля. Так что как минимум до этого времени реестродержатель ЗАО «Сервис-реестр» не имеет права выполнять никакие передаточные распоряжения по акциям «Русснефти». В компании категорически отказываются комментировать действия налоговиков и суда. Однако очевидно, что сам факт ареста акций на деятельность «Русснефти» повлиять не может -- г-н Гуцериев и так не собирался продавать компанию.
Согласно выводам ФНС, руководство «Русснефти» распылило акции между многочисленным компаниями-однодневками, а затем провело эти пакеты через несколько длинных цепочек купли-продажи разными подставными фирмами. Что именно смущает налоговиков в этих схемах, ФНС официально не раскрывает, равно как и сумму претензий. В исковом заявлении отмечено лишь, что инспекторы требуют признать каждую последнюю сделку в этих цепочках ничтожной на основании статьи 169 Гражданского кодекса как «противоречащую основам правопорядка или нравственности». Кстати, нарушившей именно эту статью суд в начале года признал PricewaterhauseCoopers.
Судя по всему, налоговики протестуют против того, что акции «Русснефти» могли продаваться по номинальной стоимости, а не по рыночной. Это могло дать инспекторам повод обвинить компанию в занижении налогооблагаемой базы.
Ответчиками по этим искам выступают 11 фирм, которые либо когда-то являлись, либо до сих пор являются акционерами «Русснефти»: ООО «Инициатива», ООО «Шеддо
к Трейдинг Лимитед», ЗАО «ИК АМИ-Инвест», ЗАО «Млада», «ИК Юран-Инвест», ОАО «ИК Гарант-Инвест», ОАО «ИК «Надежность», ЗАО «ИК Нордфест», ЗАО «Спектр», ЗАО «Офар» и ЗАО «Миланфо», а также реестродержатель «Сервис-реестр». Кроме того, в качестве третьего лица к разбирательству привлечено «Росимущество». В суде отмечают, что иски были поданы еще в апреле этого года, однако из-за технических недочетов при оформлении документации им долго не давали хода.
Компания «Русснефть» является основным бизнесом г-на Гуцериева. Он создал ее в 2002 году
практически с нуля и за четыре года превратил в одну из крупнейших российских нефтяных компаний с добычей 16 млн тонн в год. 70-процентной долей в компании, как утверждал г-н Гуцериев, владеет он сам, оставшимися 30% -- его родственники. А согласно последнему ежеквартальному отчету, 15,2% акций «Русснефти» принадлежит ЗАО «Миланфо», 15,1% -- ЗАО «Млада», по 20% -- ЗАО «Спектр», ЗАО «Евангелика» и ООО «Шеддок Трейдинг» и еще 9,7% -- ОАО «Надежность». Все они (кроме «Надежности» и «Евангелики»), в свою очередь, принадлежат неким кипрским офшорам.
Серьезные проблемы с госструктурами у Михаила Гуцериева начались осенью прошлого года. В ноябре Генпрокуратура возбудила несколько уголовных дел по факту незаконного предпринимательства в отношении двух «дочек» «Русснефти» -- «Ульяновскнефти» и «Нафта Ульяновск». Их обвиняли в превышении лимитов по добыче нефти в 2003--2004 годах и получении вследствие этого незаконной прибыли в размере 2,7 млрд руб. В начале этого года следственный комитет МВД возбудил уголовное дело по факту неуплаты «Русснефтью» налогов в особо крупном размере.
А в мае г-ну Гуцериеву было предъявлено официальное обвинение и взята с него подписка о невыезде. Правда, г-н Гуцериев опровергал эту информацию Генпрокуратуры.
Эксперты на нефтяном рынке полагают, что инициатива налоговиков вопреки расхожему мнению направлена вовсе не на то, чтобы отобрать у г-на Гуцериева «Русснефть». Ведь его компанию нельзя назвать сбалансированной по соотношению добычи и переработки. Скорее всего, считают они, речь идет о том, чтобы заставить компанию заплатить некую очень крупную сумму в бюджет, против размера которой и протестует г-н Гуцериев. Одним из возможных компромиссов, нельзя исключать, может стать продажа московских АЗС «Русснефти» (компания является одним из лидеров столичного топливного рынка) одной из подконтрольных государству нефтяных компаний. Ведь несолидно, когда у крупнейшей в стране «Роснефти» почти нет заправок в Москве. Впрочем, до последнего времени г-ну Гуцериеву удавалось решать проблемы с Кремлем в свою пользу.