В Тегеране вчера состоялась третья встреча министров иностранных дел пяти прикаспийских государств -- Азербайджана, Казахстана, Ирана, России и Туркмении. Целью встречи является подготовка документов ко второму саммиту каспийской пятерки, в первую очередь проекта конвенции
о новом правовом статусе Каспия. Этот документ, в частности, должен определить принципы раздела акватории между прибрежными государствами.
Первый саммит, состоявшийся в апреле 2002 года в Ашхабаде, оказался неудачным. Причин тому было несколько. Главная из них -- требование Ирана делить море по "принципу справедливости" на пять равных частей. Но это категорически не устраивало остальные страны, считающие, что величина национальных акваторий и дна должна соответствовать длине береговой линии.
Не способствовал успеху встречи в верхах и скандал, разразившийся между бывшими президентами Туркмении и Азербайджана Сапармуратом Ниязовым и Гейдаром Алиевым. Причиной стал спор Баку и Ашхабада из-за принадлежности трех нефтяных месторождений в центре Каспия. В пылу полемики в присутствии прессы Туркменбаши обвинил тогда Гейдара Алиева в том, что из-за позиции Баку "на Каспии запахло кровью".
Прошло пять лет, и только после смерти Туркменбаши в декабре прошлого года (Гейдар Алиев скончался в 2003 году) отношения между новыми лидерами Азербайджана и Туркмении начали налаживаться. Баку даже предложил Ашхабаду совместно осваивать спорные месторождения. Сменился за эти годы и президент Ирана.
Судя по всему, позиция Тегерана по вопросу раздела Каспия не изменилась. Однако проведение каспийского саммита для иранского руководства в нынешней ситуации было бы весьма полезно с точки зрения политической конъюнктуры и улучшения его международного имиджа.
Кроме того, Тегеран очень заинтересован в долгожданном визите в Иран российского президента. В случае проведения саммита у Владимира Путина еще до конца нынешнего года появляется прекрасный повод выполнить давнее обещание, данное еще предыдущему президенту Ирана Мохаммаду Хатами.
Вчера в Тегеране министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что проект конвенции о новом правовом статусе, скорее всего, не будет готов к встрече в верхах. "В этих условиях нам нужен промежуточный документ, который вводил бы самые общие приемлемые для всех правила поведения на Каспии", -- подчеркнул Лавров. "Второй каспийский саммит мог бы зафиксировать в своей итоговой декларации ряд важных положений статуса, который сторонам уже удалось согласовать в ходе переговоров по конвенции", -- добавил глава российского МИДа. А "те ключевые вопросы статуса, которые не войдут в декларацию, но которые мы хотим видеть в конвенции, должны стать предметом обсуждения президентов", подчеркнул Лавров. Среди них он выделил делимитацию акватории и проблемы военной деятельности на Каспии. В последнем вопросе Москва противостоит позиции таких стран, как Казахстан и Азербайджан, предлагающих демилитаризацию Каспия.
С другой стороны, неурегулированность проблемы правового статуса моря в целом не мешает большинству прикаспийских стран осваивать ресурсы его дна. Этому способствовали двусторонние и трехсторонние соглашения между Азербайджаном, Казахстаном и Россией о разграничении дна северной части Каспия, заключенные в 1998--2003 годах. Иран эти соглашения не признал.