О целях музея советской оккупации в Киеве «Времени новостей» рассказал его директор Роман КРУЦЫК.-- Многие говорят, что ваш музей -- дань политической моде...-- Конечно, нет. Пока, к сожалению, музей не имеет государственного статуса и существует благодаря добровольным пожертвованиям. Число наших посетителей составляет 10 тыс. человек в год -- большинство из них студенты и школьники.
-- Сколько человек, по вашим данным, пострадало на Украине от коммунистических репрессий?-- Около 50 миллионов. Мы включаем в скорбный перечень граждан Украины, погибших в период трех большевистских походов по завоеванию Украинской народной республики, провозглашенной в декабре 1917 года, жертв сталинских репрессий, трех страшных голодоморов, а также погибших в период второй мировой войны и брежневского застоя.
-- Почему вы считает погибших во второй мировой войне жертвами коммунистический репрессий?-- Если бы Украина не была частью СССР, война имела бы более мягкую форму или обошла бы Украину стороной. Территория Украины была захвачена большевиками вопреки воле ее граждан. Если бы не большевистская экспансия, то независимая Украина, которую в 1917 году признали пять стран Европы, осталась бы независимым государством, а украинцы избежали бы ужасов советской оккупации.
-- И кто виноват в репрессиях -- Сталин или Ленин?-- Наш музей располагает секретной перепиской Ленина и Троцкого. В этих шифрограммах Ленин отдает прямые приказы о «зачистке» инакомыслящих. В 1956 году кто-то из русских продал эти шифрограммы французам, после чего они были широко изданы в Европе и США. Наш музей, по сути, кодифицировал преступления коммунизма, что в будущем дает возможность провести процесс, аналогичный Нюрнбергскому. Соответствующие материалы исследований были поданы в президентскую администрацию еще в эпоху экс-президента Леонида Кучмы, затем -- в Национальную академию наук.
-- Какие из экспонатов музея поразили вас больше всего?-- Вышивка, где вместо иглы женщина-заключенная использовала рыбьи кости. У нас также есть личный дневник, написанный на березовой коре. За шесть последних лет скопился большой архив из личных вещей, дневников и воспоминаний, которые нам завещают и приносят сами репрессированные либо их родственники. Музей также пополняется материалами, которыми располагает украинская диаспора. Эти материалы красноречиво доказывают, что коммунизм не уступал нацизму по цинизму.
-- Сами вы случайно не были членом КПСС?-- Нет, никогда. Я до 1990 года работал машинистом. В период советской власти был членом правозащитной Украинской Хельсинкской группы, что не поощрялось государством. С 1999 года я возглавляю киевскую общественную организацию «Мемориал», которая расследует преступления коммунистического режима.