Главным источником склок и раздоров накануне
саммита в Брюсселе стал метод подсчета голосов при принятии решений в Европейском совете (его называют также «советом министров» ЕС), куда входят высшие представители всех 27 стран-членов. Это понятно -- речь идет о власти и влиянии отдельных государств. Пока удалось договориться лишь о том, что нынешняя система подсчета должна быть заменена на более справедливую.
Существующий метод ставит в невыгодное положение крупные страны ЕС, в первую очередь Германию. По действующему в настоящее время договору, подписанному в Ницце в 2000 году и вступившему в силу в 2003-м, решения по важным вопросам принимаются на основе консенсуса, в отношении других проблем применяется принцип «квалифицированного большинства». Согласно этой модели распределения голосов по странам у Германии (население -- свыше 80 млн человек) оказывается лишь на два голоса больше, чем у Польши или Испании, где жителей примерно по 40 млн. Тем самым у немцев, представляющих около 17% населения ЕС, оказывается всего 8,4% голосов в Евросовете -- 29 из общего числа в 345 голосов. Приблизительно такой же недобор голосов оказывается у других крупных стран -- Великобритании, Франции, Италии.
К сегодняшнему саммиту в Брюсселе европейцы -- за исключением поляков -- договорились о переходе на новую модель подсчета голосов, которая была выдвинута в проекте европейской конституции. Метод называется «двойным большинством» -- для принятия любого решения требуется согласие по меньшей мере 55% государств ЕС, которые должны одновременно представлять не менее 65% населения Евросоюза. Поскольку сама евроконституция после провалов на референдумах во Франции и Нидерландах два года назад оказалась замороженной, переход к «двойному большинству» до сих пор не произошел. Реализация этого принципа заметно сократит число вопросов, которые решаются консенсусом. А это лишит отдельные страны возможности давить на ЕС угрозой применения вето подобно тому, как это делает сейчас Польша.
Варшава, высказывающая опасения относительно чрезмерного усиления роли и веса крупных стран (в первую очередь Германии), предложила к саммиту свою «модель квадратного корня». Разработавшие модель два польских математика назвали ее «ягеллонским компромиссом» в честь королевской династии Ягеллонов -- она правила в государствах Центральной Европы в XIV--XVI веках, и в те времена Польша обладала значительной региональной мощью. Они взяли за основу положение британского профессора Лайонеля Пенроуза, согласно которому «одинаковое влияние всех граждан в совете устанавливается не путем начисления государству голосов пропорционально численности его населения, а в том случае, когда удельный вес голосов государства вычисляется пропорционально квадратному корню из численности населения».
Польская инициатива вызвала острые споры, но у нее есть и союзники. Так, профессор математики Рурского университета в Бохуме Вернер Кирш уверен, что использование «модели квадратного корня» создаст «равное право для всех граждан ЕС». При подсчете по этому методу голоса между Германией и Польшей распределятся в соотношении 9:6 -- соответственно квадратным корням из 81 и 36 миллионов.