Неели Круз требует от России представить информацию о причинах прекращения трубопроводных поставок нефти в Литву
Еврокомиссия вновь пытается заставить Россию вести бизнес согласно представлениям Старого Света. На прошлой неделе в Эстонии, как известно, комиссар по конкуренции
Неели Круз пригрозила отобрать у «Газпрома» его долю в проекте «Северный поток», а вчера она потребовала от Минпромэнерго России подробного отчета о причинах отказа возобновить поставки по нефтепроводу «Дружба» в Литву на завод Mazeikiu Nafta, год назад прерванные из-за аварии. Инициатором процесса стал Вильнюс, обратившийся с соответствующим запросом к участникам очередного пленарного заседания Европарламента в Страсбурге. «Еврокомиссия постоянно поддерживает связь с министром энергетики России и требует, чтобы власти России представили Литве исчерпывающую информацию о нефтепроводе "Дружба" и нашли приемлемое для всех решение», -- ответила вчера на запрос литовских парламентариев г-жа Круз. Впрочем, вряд ли требования Вильнюса возымеют действие. Примерно две недели назад, выступая на Петербургском экономическом форуме, глава Минпромэнерго Виктор Христенко весьма негативно и резко отозвался о возможности возобновить поставки в Литву, аргументируя это экономической нецелесообразностью.
Литовский нефтекомплекс Mazeikiu Nafta, включающий в себя НПЗ мощностью 12 млн тонн нефти в год и нефтеналивной терминал Бутинге, в прошлом году был участником крупного скандала, связанного с банкротством ЮКОСа. До декабря 2006 года контрольный пакет комплекса (53,7% акций) принадлежал голландской «дочке» ЮКОСа Yukos International, еще 40,66% числилось за литовским правительством, остальное принадлежало нескольким миноритарным акционерам. Но после того как весной прошлого года российские власти начали процесс банкротства ЮКОСа, опальное руководство этой компании решило побыстрее продать литовский актив. Наибольшую заинтересованность проявили российские компании, в частности ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз», которые обещали не только хорошую цену за этот актив, но и бесперебойные поставки нефти. Претендентом считалась и «Роснефть», которая испытывала тогда недостаток перерабатывающих мощностей. Однако российские партнеры по политическим причинам не устроили Литву. В итоге в середине июня победителем тендера была объявлена польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen, предложившая за пакет ЮКОСа 1,49 млрд долл. Но сразу заключить сделку по купле-продаже поляки не смогли. Сразу после объявления итогов тендера неожиданно случилась авария на нефтепроводе «Дружба» в Брянской области, в результате поставки в Литву были остановлены из-за неудовлетворительного состояния трубы. Рынок же неприятности упорно связывал с проигрышем российских компаний в борьбе за завод.
Руководство Мажейкяйского НПЗ было вынуждено организовать танкерные поставки нефти, для чего был подключен терминал Бутинге, ориентированный ранее на экспорт. В августе ЮКОС стал банкротом, и начались долгие судебные разбирательства правомочности этой сделки. В октябре на НПЗ сгорела одна из очистительных установок. В результате прошлый год компания Mazeikiu Nafta работала с большим убытком.
После некоторых раздумий поляки все же решились на сделку, и в середине декабря были заключены два договора купли-продажи 53,7% акций Mazeikiu Nafta, принадлежащих ЮКОСу, и пакета из 30,66% акций, которым владело правительство Литвы (остальные 10% Литва сохранила за собой). Однако поставки сырья так и не возобновились. Россия не скрывает, что в обозримом будущем не собирается качать нефть в Литву, объясняя это плохим техническим состоянием трубопровода, построенного еще в 60-х годах прошлого века.
Весной этого года «Ростехнадзор» опубликовал свое заключение о состоянии той части «Дружбы», которая идет к Мажейкяйскому НПЗ. Согласно выводам экспертной группы на нефтепроводе выявлено более 7 тыс. различных дефектов, требующих почти полной замены трубы.
Это вызвало негативную реакцию Литвы, которая «пожаловалась» в Евросоюз. По информации «Времени новостей», примерно месяц назад в Минпромэнерго уже поступал запрос от комиссара Еврокомиссии по энергетике Андриса Пиебалгса, на который российская сторона ответила. О чем шла речь, пока не известно, но ответ, судя по всему, литовскую сторону не удовлетворил.
В июне в ходе Петербургского форума г-н Христенко однозначно дал понять, что ремонтировать или менять трубу в России никто не собирается. «Вопрос стоит так: то ли перекладывать трубу, то ли функционировать так, как сейчас, обеспечивая работу нефтеперерабатывающей промышленности Литвы поставками российской нефти из порта Приморск, -- сказал он. -- Максимум, что может произойти при этом, -- это потеря 1--2 долл. (имеется в виду с каждой тонны нефти. --
Ред.) в бизнесе какой-то компании, название которой мне неизвестно. Это не имеет никакого отношения к энергобезопасности! Не самое благодарное дело для чиновников всем миром помогать каким-то компаниям, имена которых мы не знаем, вернуть этот доллар».
Судя по всему, эту же позицию российское правительство представит Еврокомиссии и на этот раз. Правда, тогда Литва теоретически может прибегнуть к более действенному средству, блокируя переговоры между Евросоюзом и РФ о заключении нового договора о партнерстве и сотрудничестве. Впрочем, эскалация конфликта не в интересах Вильнюса -- поставки российской нефти могут прекратиться и по морю.