Время новостей
     N°239, 28 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.12.2001
Буш победил свой имидж
Над президентом США больше никто не смеется
В середине декабря Джордж Буш-младший перенес косметическую операцию по поводу себорейного кератоза: хирург Белого Дома удалил с помощью жидкого азота четыре доброкачественные опухоли в области щек, лба и висков президента. Это событие стало едва ли не единственной за весь год попыткой президента изменить свой имидж. Остальную и, безусловно, самую сложную часть работы сделали за него обстоятельства, превратившие недалекого и грубоватого южанина в настоящего лидера, авторитет которого на внутренней и международной арене уже не подвергается сомнению.

Взрывы небоскребов в Нью-Йорке во всем мире были восприняты как вызов США -- последней мировой супердержаве -- и ее лидеру лично. И поначалу казалось, что президент растерян, медлит, не знает, как отвечать.

Впрочем, скорее всего, Буш знал, что делал. За месяц он не только подготовился к военной кампании, объединив под своими знаменами весь цивилизованный мир, но и обрел беспрецедентную популярность на родине. Рейтинг доверия президенту взлетел до невероятных 90%. И что бы там ни говорили критики афганской операции (Бен Ладена не поймают, в Афганистане увязнут, потери понесут...), нельзя не признать, что главную задачу США выполнили: оплотом врагов Америки Афганистан не сможет теперь стать очень долго.

Трудно поверить, что еще год назад французская Le Monde всерьез писала: «Если бы какой-то французский политик вышел с подобной программой, его бы просто засмеяли». Такой характеристики удостоилась бушевская предвыборная идеология «сострадательного консерватизма». А американская пресса прошлой зимой называла его W, или «младший», чтобы читатели понимали, о каком Буше идет речь, и накануне инаугурации многие комментаторы сомневались, что новому президенту удастся консолидировать разделенное изнурительным выборным марафоном общество.

К тому же Белый Дом заняла «старая гвардия», работавшая либо с Рейганом, либо с Бушем-старшим, все как один -- ставленники «большого бизнеса», что позволило считать администрацию чуть ли не самой лоббистской в истории. Оппозиция протестовала, а телеканалы транслировали заказанную демократами социальную рекламу, в которой детишки мило беседовали насчет зараженной мышьяком воды и сальмонеллы в мясе (намек на решения Буша ослабить контроль над импортом мясных продуктов).

На международной арене дела обстояли не лучше. Европейские союзники не скрывали раздражения: уклоняясь от диалога, президент в одностороннем порядке решил выйти из экологического Киотского протокола. Россия и Китай негодовали насчет возможного отказа США от договора по ПРО. Разоблачение высокопоставленного сотрудника ФБР Роберт Хансена, 15 лет работавшего на Москву, привело к новому охлаждению. В апреле резко осложнились отношения с Пекином -- китайский истребитель разбился в результате столкновения с американским самолетом-разведчиком, совершившим вынужденную посадку в тылу «врага».

Однако ни скандал с Китаем, ни критика из Европы и России не повлияли на позиции Буша в собственной стране. Претензии же остального мира Буш снял на удивление легко. После июньского вояжа президента в Европу союзники вдруг высказали понимание позиции США по ПРО. Китай в конце концов вернул самолет в обмен на невнятные извинения и закулисную поддержку США. Шпионский скандал с Россией затих, а июньская встреча в Любляне Путина и Буша вообще превратила двух лидеров чуть ли не в лучших друзей. Причем нельзя сказать, что Вашингтон пошел на какие-то уступки. А уж после 11 сентября сомневаться в способностях Буша стало вообще как-то не принято...

Конечно, позиции США настолько сильны, что главное для президента -- не совершать больших глупостей. Правда, именно от Буша -- «техасского рейнджера» с замашками простого деревенского парня -- таких глупостей как раз и ждали. Однако сделать их не позволила команда: такие профессионалы, как госсекретарь Колин Пауэлл и глава Совета по национальной безопасности Кондолиза Райс, «закрыли» самое опасное для Буша международное направление, в остальные ключевые ведомства назначены не менее квалифицированные руководители.

Впрочем, успех 2001 года не дает гарантий счастливого продолжения. Победив внешних недругов, Джордж Буш в году наступающем столкнется с противником внутренним и куда более серьезным -- экономическим кризисом, который, как признали недавно американские специалисты, уже идет. Тут-то и развернется по-настоящему серьезная битва.

Евгений АНТОНОВ