|
|
N°239, 28 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Знак ВТО на груди у него
Уходящий год принес Китаю много долгожданных триумфов
На фоне глобального экономического спада и всеобщего психоза, связанного с проблемами безопасности, особняком стоит огромная страна, для которой 2001 год заканчивается лучше, чем начинался. Это Китай, которому удалось получить практически все, чего он хотел, не понеся при этом никаких существенных потерь.
Первой крупной победой стало решение Международного олимпийского комитета о проведении в Пекине Игр 2008 года -- для Китая это не просто спорт, это международное признание высшей пробы. Еще через неделю в Москве был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и КНР, заставивший весь мир говорить о формировании нового политического альянса, способного бросить вызов американскому доминированию. В октябре в Шанхае прошел грандиозный форум АТЭС. Прибывший туда президент США Джордж Буш вел себя весьма учтиво -- помалкивал о правах человека и настойчиво пытался «посмотреть в глаза» Цзян Цзэминю, желая заручиться его поддержкой в борьбе с международным терроризмом. Никто даже не вспоминал, что за полгода до этого, когда в апреле китайский истребитель врезался в американский самолет-разведчик, Пекин и Вашингтон стояли на пороге длительного и жесткого противостояния. А за пару недель до Нового года КНР отпраздновала еще один триумф -- после 15 лет переговоров Китай официально стал членом Всемирной торговой организации, клуба стран с «правильной» экономикой.
Успехи нынешнего года очень важны, ведь осенью 2002 года компартии Китая предстоит смена лидера. А Цзян Цзэминь теперь выступает не только как «продолжатель дела Дэн Сяопина» на ниве экономических реформ, но и как внешнеполитический триумфатор, укрепивший престиж нации на международной арене. ВТО, Олимпиада-2008 и шанхайский форум позволили властям направить эмоции национал-патриотов, открыто возмущавшихся «слабостью» Цзяна в истории с американским самолетом, в созидательное и подконтрольное русло. Руководство компартии понимает, что дальнейший рост ксенофобии и национализма грозит разрушением стабильности внутри страны. Если в 1999 году власти раздували волну молодежных протестов против бомбежки посольства США в Белграде, то в апреле этого года они сдерживали желающих выразить свое возмущение по поводу инцидента с самолетом. Когда же после событий в Нью-Йорке китайский Интернет переполнился ликованием по поводу кары, обрушившейся на зазнавшуюся Америку, Пекин был сконфужен -- властям пришлось потратить немало сил на разъяснительную работу.
Плоды побед уходящего года обрадуют не всех. Членство в ВТО сулит приток дешевых товаров и передовых технологий, но многие китайцы лишатся работы. Пекинская Олимпиада преобразит лицо древнего города, однако старожилам придется расстаться с родными стенами -- под бульдозер один за другим идут исторические кварталы.
Впрочем, основания для оптимизма у китайцев есть, ведь бурно растущая экономика способна снабдить ресурсами любое, даже самое дорогостоящее мероприятие. На днях агентство Синьхуа с гордостью сообщило, что «несмотря на мировой экономический спад, ВВП Китая в 2001 году достиг 1 триллиона 162 млрд долларов США, на 7,4% больше чем в прошлом году». Лучшим свидетельством роста престижа Поднебесной служит внимание мировой деловой элиты, ищущей в Китае выгодных вложений для своих денег.
Главный вопрос в том, будут ли ожидаемые изменения глубинными. Членство в ВТО требует быстро освободить экономику от пут бюрократии и чиновной коррупции, бизнесу предстоит нелегкий переход на международные стандарты. Но сопротивляющаяся переменам бюрократия уже сейчас прикладывает усилия к тому, чтобы выполнение требований ВТО не лишило ее власти над экономикой. Это же относится и к Олимпиаде-2008. К примеру, острейшую для Пекина проблему загрязнения воздуха можно решить двумя путями. Технологический путь требует огромных усилий и затрат по очистке атмосферы от ядовитых дымов и выхлопов. Зато испытанный бюрократический путь дешев и эффективен -- на время Олимпиады в приказном порядке запретить выезд на улицы машин и позакрывать заводы. А с отъездом последнего иностранного спортсмена над Пекином вновь повиснет ядовитое марево.
Александр ЛОМАНОВ