|
|
N°106, 21 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Снимут глянец с истории
Москва демонстрирует готовность сократить количество рекламы в центре города
Власти Москвы готовы очистить панорамные виды в центре города от назойливой рекламы. Вчера мэр Юрий Лужков обратился к депутатам Мосгордумы с просьбой передать коллегам на Охотном Ряду проект поправок в статью 40 федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Почему-то именно через Госдуму градоначальник решил побороться с навязчивыми вывесками и гигантскими плакатами, которые появились в центре Москвы при активном попустительстве столичных чиновников.
Пытаясь объяснить необходимость столь замысловатой бюрократической комбинации, председатель комитета по культурному наследию города Валерий Шевчук ссылался на недостатки действующего законодательства. Он признал, что федеральные законы об объектах культурного наследия запрещают проведение сторонних хозяйственных работ на территории особых видов недвижимого имущества, памятников истории и культуры, а федеральный же закон «О рекламе» предусматривает «отказ в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции» на таких объектах. В то же время формулировки, по его словам, «носят общий характер» и не позволяют защитить исторический центр города от неоновой эпидемии. Центр Москвы потерял свой облик в том числе и потому, что в российской столице в отличие от большинства крупных городов мира защищают только памятники, а там не забывают и об охране территорий, на которых расположены исторически ценные объекты, отметил г-н Шевчук. Вывески банков и торговых организаций, рекламные плакаты, «украшающие» не только фасады зданий, но и нагроможденные на крышах, по его словам, «испортили эстетический облик центра города, закрыв панорамный исторический вид» на более чем 6 тыс. памятников столицы -- в том числе на здание Российской государственной библиотеки и Ленинградский вокзал.
Поэтому мэрия и предлагает ввести полный запрет на установку всех видов рекламных носителей на зданиях и сооружениях, представляющих культурную ценность, и в непосредственной близости от них. Кроме того, власти хотят ограничить первым этажом размещение вывесок организаций, размещающихся в исторических зданиях. А «иные сведения не рекламного характера» г-н Шевчук предложил размещать выше первого этажа только по согласованию с его ведомством. При этом он заверил представителей рекламного бизнеса в том, что в случае принятия Госдумой московских поправок ранее выданные разрешения на рекламу будут все равно действовать до 1 января 2009 года.
Впрочем, в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Валерий Шевчук уверял, что его ведомство и сейчас пытается в силу полномочий препятствовать нагромождению рекламы вокруг памятников. По его словам, с ноября прошлого года было отклонено порядка 800 заявлений на размещение баннеров на территории историко-культурных памятников. «А сейчас мы хотим найти законные основания для того, чтобы убрать то, что уже установлено», -- пояснил он.
Оценив своевременность инициативы мэрии, депутаты Мосгордумы, впрочем, напомнили, что «явный перебор» с рекламой стал результатом безудержной предприимчивости московской исполнительной власти. Так, по словам председателя комиссии по регламенту, правилам и процедурам Мосгордумы единоросса Александра Крутова, необходимость разделения материальных и культурных интересов города назрела давно. Комитету по культурному наследию сложно бороться с комитетом рекламы, который должен демонстрировать определенные финансовые показатели. Доходы же столичной казны от установки объектов наружной рекламы и информации на имуществе города достигают 400 млн руб. в год.
Оппозиционные депутаты и вовсе назвали предложенный московским правительством законопроект «компромиссным», а предложенные ограничения -- полумерами. В частности, представитель фракции «Яблоко -- Объединенные демократы», председатель комиссии по науке и образованию Мосгордумы Евгений Бунимович усомнился в действенности подобных запретов. По его словам, Москве следовало бы ориентироваться на опыт тех европейских городов, которым удалось адаптировать рекламные бренды, вписать их в архитектурный облик городов. Депутат напомнил, что во французском Бордо даже «Макдоналдс» сменил цветовую гамму на спокойную бело-голубую, «потому что там такие требования». «Важно в каждом конкретном случае реализовывать возможности охраны объектов культуры», -- считает депутат.
О том, что Москве давно пора перейти от регулирования установки рекламы к регулированию облика столицы в целом, говорил и председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. По его мнению, самое время заняться соответствующим местным законом. Тем более что «не менее интересные московские инициативы лежат в Госдуме годами». Впрочем, отклонять инициативу мэра, обещающую на 10--15% избавить центр Москвы от навязчивой рекламы, депутаты не стали, а приняли проект поправок в первом чтении и взяли три дня на внесение дополнительных предложений.
Юлия ХОМЧЕНКО