|
|
N°106, 21 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вспоминая о прошлых триумфах
Сегодня открывается 29-й Московский кинофестиваль
Предъюбилейный фестиваль в Москве откроет сегодня вечером фильм Эмира Кустурицы «Завет» - седьмой по счету фильм любителя наших киноманов, участвовавший в последнем каннском конкурсе, призов не снискавший, но в наших пенатах до очевидности обреченный на теплый прием. Тем более, что представит картину сам режиссер - хоть он и нередкий московский гость, но из тех, кого всегда в общем-то приятно видеть. Также лично собираются представить свои новые фильмы в рамках фестивальных гала-премьер режиссеры Франсуа Озон («Ангел») и Билли Аугуст («Прощай, Бафана!»).
Судить нынешний конкурс будет жюри в составе итальянской актрисы Анны Гиалиены («Тихие дни в Клиши» Клода Шаброля, «Марио и волшебник» Клауса Марии Брандауэра, «Чемоданы Тулса Люпера» Питера Гринуэя), режиссеры Дито Цинцадзе («Гости на границе», «Дом», «Потерянные убийцы») из Грузии и Элдико Энеди («Мой двадцатый век», «Волшебный охотник», «Симон-маг»), шведский постановщик и сценарист Отман Карим, чей дебютный фильм «О Саре» был в прошлом году удостоен в Москве «Золотого Георгия», американский продюсер Фред Росс (работавший на основных фильмах Френсиса Форда и Софии Копполы, Вима Вендерса, Бапрбета Шредера и Агнешки Холланд), а с российской стороны судить конкурс будет Рената Литвинова. Возглавил жюри в этом году австралиец Фред Скепизи, автор таких фильмов, как «Роксана», «Шесть степеней отчуждения» и «Мистер Бейсбол», и уже в свое время приезжавший в Москву на съемки фильма «Русский дом» с Шоном Коннори и Мишель Пфайфер.
Конкурсную программу составили на этот раз девятнадцать картин: фильмы из Дании, США, Израиля, Турции, Германии, Франции, Финляндии, Украины, Италии, Китая и Японии, плюс копродукции (Германия-Польша, Венгрия-Германия-США, Греция-Германия, Грузия-Украина) и целых три российских фильма - «Ничего личного» Ларисы Садиловой, «Путешествие с домашними животными» Веры Сторожевой и «Путина» Валерия Огородникова. О соотношении сил пока говорить рано, про многие фильмы толком еще мало что известно - и если, например, «Мольера» Лорана Тирара, костюмную мелодраму о молодых годах великого драматурга или по-мэлбруксовски разухабистую комедию про Гитлера «Моего фюрера» Дани Леви еще можно как-то представить себе заранее, то о большинстве остальных картин конкурса такого сказать пока нельзя. Очевидное любопытство вызывает среди прочего самурайская драма «Убийца клана Инугами». В свое время первая версия этого фильма стала главным событием сезона и побила в прокате «Крестного отца», да и многие завсегдатаи ММКФ еще с советских времен не могут позабыть впечатление, которое лет двадцать назад произвел на неизбалованные подобного рода зрелищами московскую публику. Тридцать лет спустя режиссер Кон Итикава, снявший первый фильм, вернулся к своему триумфу - и снял «Убийцу клана Инугами» еще раз - но, судя по всему, остался верен себе.
Внеконкурсная программа помимо фильмов абсолютно неведомых, но почти наверняка любопытных включает в себя среди прочего новые работы Вернера Херцога («Спасительный рассвет»), Алена Рене («Сердца»), Мохсена Махмальбафа («Секс и философия») и Йедзи Ямады («Любовь и честь»). Скорее всего, как и в прошлые годы, особенный ажиотаж вызовут авторские программы, состоящие из наиболее тенденциозных фильмов последнего времени. В «Летнюю эйфорию» Андрея Плахова попали среди прочих фильм Иржи Менцеля «Я прислуживал английскому королю», «Свидетели» Андре Тешине и «Фальшивомонетчики» Стефана Рузовицки. А в «8 с 1/2» Петра Шепотинника -- «Официант» культового еще со времени «Северян» голландца Алекса Ван Вармердама, новый фильм Хэла Хартли «Фэй Гримм» (вроде бы продолжение его же «Генри Фула») и самое главное -- два едва ли не самых интересных (по отзывам заслуживающих доверия очевидцев) фильма из конкурсной программы последнего Канна: «Импорт-экспорт» Ульриха Зайдля и «Параноид-парк» Гаса Ван Сента, получивший специальный "Приз шестидесятилетия Каннского фестиваля". С Ван Сентом нужно быть в последнее время очень осторожным -- в том плане, что, например, на позапрошлом ММКФ его «Последние дни» были представлены в первой трети фестиваля и после них воспринимать очень и очень многую продукцию стало совершенно невозможно. Так что лучше подстраховаться и в данном случае и оставить «Параноид-парк» напоследок. Помимо этого, в рамках Года Китая в России на фестивале пройдет сразу две соответствующие программы, одна из которых называется «Китайский экстрим» и составлена она из фильмов не всегда новых, но примечательных.
Ретроспективы в этом году вполне академичные (никакого японского гангстерского кино 60-х или, например, Расса Мейера -- впрочем, и в прошлые годы их не было), но интересные: персональные подборки Милоша Формана (ранние фильмы от «Конкурса» (1963) до первого американского «Отрыва» (1971) интересно будет сравнить с новыми, идущими на наших экранах «Призраками Гойи»), Роберта Олтмана (мало кем виденные у нас на большом экране фильмы 70-х годов -- «Военно-полевой госпиталь» (1970), «Маккейб и миссис Миллер» (1971), «Калифорнийский покер» (1974), «Свадьба»(1978), гостя фестиваля Эмира Кустурицы (помимо «Завета» программу составили картины, снятые им еще во время существования единой Югославии).
Кроме того, для ценителей, предпочитающих архив процессу, интерес явно представит подборка фильмов со звездами отечественного немого кино (Вера Холодная в «Жизни за жизнь» (1916) Евгения Бауэра и «Молчи, грусть... молчи» (1918) Петра Чардынина, Игорь Ильинский и Юлия Солнцева в протазановской «Аэлите» (1924), весьма представительная коллекция «Золотой век американского мюзикла» из закромов Британского киноинститута и киноархива Лос-Анджелеса (десять отреставрированных фильмов от непревзойденных мастеров жанра -- Басби Беркли, Винсента Минелли, Джина Келли и Стенли Донена), а также чуть ли не более раритетная, нежели немые шедевры, ретроспектива «Прощай, СССР!», где не без труда (в том числе не только концептуального, но и чисто прагматического -- многие фильмы попросту невозможно сегодня раздобыть) подобрались картины, датированные 1991--1992 годами, увидевшие свет в момент распада Советского Союза и до сих пор доставляющие богатейшую пищу для размышлений не только архивистам, до хрипоты спорящим о корректном указании страны-производителя, но и аналитикам, пытающимся уловить в этих фильмах дух времени. Кроме того, свои любимые и самые значимые фильмы покажет в рамках специальной программы Никита Михалков (Феллини, Трюффо, Годар, Куросава, Бергман, Вайда, Виго, Калатозов, Барнет) -- у тех, кто весь учебный год прогуливал просмотры на первом курсе ВГИКа, есть отличная возможность наверстать упущенное -- фильмы подобраны сплошь хрестоматийные.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ