Время новостей
     N°106, 21 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2007
На скорую зону
Правительство обещает портам свободный таможенный режим
Первый конкурс на создание портовых особых экономических зон будет проведен уже осенью. Об этом заявил вчера заместитель главы Федерального агентства по особым экономическим зонам («РосОЭЗ») Максим Быстров. При этом поправки в закон об особых зонах, вводящие новый тип зон -- портовые, пока прошли только первое чтение в Госдуме. А после принятия закона потребуется еще подготовить несколько постановлений правительства.

Тем не менее чиновник уверен в реалистичности планов провести конкурсы на портовые особые экономические зоны до конца нынешнего года. О необходимости развивать порты сказал в своем ежегодном послании Федеральному Собранию президент, напомнил г-н Быстров. Так что никаких проволочек быть не должно.

Создаваться новые зоны будут очень стремительно. На 4 июля запланировано второе чтение законопроекта в Госдуме, через два дня -- третье. В середине июля планируется получить одобрение законопроекта от Совета Федерации, после чего буквально за пару месяцев должна быть проведена вся подготовительная работа по проведению конкурсов.

Несмотря на то что портовые зоны появятся в России буквально через несколько месяцев, никакой ясности в вопросах отбора претендентов и дальнейшей работы нет. Предполагается, что особые зоны могут создаваться и на территории морских портов, и речных, и аэропортов. Довольно сложно себе представить единые критерии, по которым можно провести общий конкурс для речных портов и аэропортов. По логике для каждого типа портов должен быть отдельный конкурс.

С другой стороны, активный интерес к особому статусу пока проявили только морские порты. По данным г-на Быстрова, заявки собираются подавать практически все: Новороссийск, Усть-Луга, Мурманск, Находка, астраханский порт Оля. В то же время среди речных портов о своем желании участвовать в конкурсе заявил только Дмитровский речной порт, а среди аэропортов -- только Красноярский. Так что если будет объявлен отдельный конкурс на каждый тип портовых зон, не совсем ясно, кто с кем будет соревноваться.

Впрочем, какие выгоды принесет победа в этом конкурсе, тоже пока совершенно непонятно. Во всех других типах зон, а их на сегодняшний день существует три -- промышленно-производственные, технико-внедренческие и туристско-рекреационные, инвесторы получают построенную за счет государства инфраструктуру, налоговые льготы и особый таможенный режим. Но в федеральном бюджете на будущий год никакие траты на портовые зоны не предусмотрены.

Впрочем, по мнению г-на Быстрова, государственная казна в данном случае может и не понадобиться. «По моему мнению, портам государственное финансирование не нужно: им просто надо дать режим свободной таможенной зоны», -- полагает он. "А денег у портов и так навалом. У Новороссийска, например, инвестиционная программа на 100 млн долл., ну чем мы им сможем помочь несколькими миллиардами рублей из бюджета", -- объяснил г-н Быстров.

Вера СИТНИНА