Время новостей
     N°105, 20 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2007
Что привезет, то и перевалит
СИБУР приступает к строительству терминала в Усть-Луге
СИБУР вчера объявил о начале строительства морского терминала в питерском порту Усть-Луга. В рамках подписанного ранее меморандума с компанией «Усть-Луга», отвечающей за развитие всех перевалочных комплексов на территории порта, СИБУР выкупил у нее 100-процентную долю в ООО «Портэнерго», которое является заказчиком строительства комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Впрочем, в 1990-е годы уже несколько крупных компаний заключали с «Усть-Лугой» соглашения о строительстве терминала, но из-за трудностей с реализацией проектов покидали их.

«Строительство морского терминала позволит увеличить экспортные возможности СИБУРа на перспективных рынках Западной Европы», -- цитирует пресс-служба компании слова своего президента Дмитрия Конова. Холдинг ежегодно производит 2,9 млн тонн СУГ, который, в частности, используется как топливо в районах, не подключенных к газотранспортной системе. Г-н Конов утверждает, что в результате развития газоперерабатывающих заводов холдинга увеличатся объемы производства СУГ.

Газонефтехимический холдинг планирует завершить все изыскательские и проектные работы в Усть-Луге уже в этом году и начать строительство в 2008 году, затратив на него около двух лет. На первой стадии мощность терминала будет невелика и не превысит 400 тыс. тонн в год к 2010 году, когда будет введена в строй первая очередь. Но после ввода второй очереди мощность этого комплекса будет доведена до 1 млн тонн в год. Компания объясняет столь осторожный прогноз и медленное продвижение проекта необходимостью оценить «рыночные возможности строительства второй очереди терминала». Но в действительности причина кроется в низкой пропускной способности железной дороги -- сейчас она невелика и никто пока не знает, когда будут расширены возможности подъездных путей.

Проблема заключается в том, что СИБУР не единственный претендент на использование береговой линии балтийского побережья. Власти Ленобласти и компания «Усть-Луга» уже в этом десятилетии хотели бы перегружать в Лужской губе до 10 млн тонн грузов в год, а затем выйти на 35 млн и замахнуться на все 100 млн. При этом соседние порты в Выборге и Высоцке тоже претендуют на существенный рост объемов перевалки. Для такого грузооборота необходима тотальная реконструкция всех железнодорожных линий, ведущих к Петербургу с юга и запада. Кроме того, у порта Усть-Луга есть еще одна проблема, о которой глава «Транснефти» Семен Вайншток недавно говорил президенту Владимиру Путину, обсуждая перспективы строительства отвода нефтепровода к этому порту. Река Луга, впадающая в одноименную губу, заносит ведущий к порту канал илом, и его постоянно нужно чистить, вкладывая серьезные средства.

В том числе эти проблемы явились причиной разрыва договоров потенциальных инвесторов с компанией «Усть-Луга» в 1990-е годы. «Петербургский нефтяной терминал» и производители минудобрений «Акрон» и «Сильвинит» также приобретали у «Усть-Луги» доли в ее «дочках» для строительства соответственно нефтепродуктового и химического перевалочных комплексов. Однако из-за многочисленных проблем отказались от проектов и больше не сообщали о том, рассматривают ли Усть-Лугу в качестве площадки для строительства порта. Зато несколько подобных терминалов за последние годы появились буквально в двух шагах от Лужской губы -- в Эстонии.

Иван ГОРДЕЕВ