Время новостей
     N°105, 20 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2007
«Это просто невозможно!»
Министр финансов не вынес монополизма «Газпрома»
Не успели еще остыть эмоции от готовности главы правительства отдать «Газпрому» в пользование без положенных по закону процедур (аукциона) недра в рамках проекта «Сахалин-3» и Чаяндинского месторождения, как газовый монополист запросил новых преференций. Вчера на заседании президиума комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья временно исполняющий обязанности председателя правления «Газпрома» Александр Ананенков заявил, что его компания не имеет возможности до 2014 года (только к этому моменту «Газпром» готов запустить в эксплуатацию «Сахалин-3», который уже считает однозначно «своим») поставлять в достаточном количестве газ на Дальнем Востоке России.

Оценка г-на Ананенкова такова: «Потребности только четырех дальневосточных субъектов превышают 15 млрд кубометров в год». Между тем, по его словам, ExxonMobil, который является оператором проекта «Сахалин-1», собирается поставлять большую часть своего газа в Китай (ежегодно 8 млрд кубометров из 10--11 млрд проектной добычи). А потому газпромовский врио вновь потребовал от правительства нестандартных решений: «Мы считаем, что надо дать директиву, чтобы они продали «Газпрому» этот газ, и он не пошел, как предполагает ExxonMobil, на экспорт».

Михаил Фрадков несколько усомнился, но не в адекватности суждений г-на Ананенкова (с какой стати правительство может указать, что делать частному консорциуму с добытой продукцией), а в реалистичности планов американской компании. «Это теория. Как они его проведут в Китай?» -- поинтересовался премьер. «Они никак не проведут, -- откликнулся г-н Ананенков. -- Но по СРП они имеют право. А значит, мы должны забрать газ из «Сахалина-1», потому что другой ресурсной базы у нас нет».

То, что «Газпром» сводит с ума даже гипотетическая возможность кого-либо другого распоряжаться экспортом газа, подметил министр финансов Алексей Кудрин. «Скажите, -- обратился он к заместителю главы Минпромэнерго Андрею Дементьеву. -- Exxon самостоятелен в намерениях, куда поставлять газ?». «В намерениях самостоятелен, -- заверил в незыблемости российских рыночных принципов г-н Дементьев. -- Но есть закон. Экспортные поставки, нравится или не нравится, завязаны на единую систему». Хотя на самом деле это не совсем так: действующие проекты, которые реализуются на условиях раздела продукции («Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьяга»), не попадают под действие закона «Об экспорте газа», который был принят в прошлом году (в нем, как известно, зафиксирована экспортная монополия «Газпрома»).

Заместитель министра отметил, что американцы могут поставлять в обход нас только сжиженный газ, хотя на самом деле и сжиженный газ (за исключением проекта «Сахалин-2») теперь по закону должна экспортировать 100-процентная «дочка» «Газпрома». «И как, если они рассмотрят этот вопрос?» -- упорствовал г-н Кудрин. «Мы надеемся, коллеги посчитают, что для них это неэффективно. В любом случае это технологически возможно лишь за пределами 2011 года», -- пояснил г-н Дементьев. Следует отметить, что в Exxon отказались от комментариев о дискуссии на заседании правительственной комиссии. Ранее компания говорила, что ведет переговоры о заключении контракта с китайцами, а также рассматривает иные возможности реализации газа. По большому счету американцам торопиться некуда -- обязательства по срокам и объемам добычи газа в этом СРП не прописаны. Тут Алексей Кудрин искренне прозрел по поводу тактики «Газпрома»: «Я, может быть, раньше не представлял себе, какие меры «убеждения» используются. Просто не пускать в трубу, и все!» В данном случае, правда, речь идет о том, чтобы не разрешать ее строить и всячески намекать Пекину, что единственный продавец российского газа -- «Газпром».

Но краткого экскурса в газпромовскую сказку главному финансисту показалось мало, и он решил вступить в ряды министров-бунтарей, противников полной и окончательной победы «Газпрома» над умами в Белом доме. Глава Минприроды Юрий Трутнев, находившийся вчера в Ханты-Мансийске, назвал «внесистемным» явлением передачу вне конкурса «Газпрому» «Чаянды» и «Сахалина-3», но все же признался журналистам, что лишь через неделю сможет высказать точную позицию министерства по этому вопросу. «Где-то через неделю я буду готов дать более развернутый ответ на вопрос, но пока могу назвать предложение «Газпрома» внесистемным решением. Просто отдать кому-то что-то без конкурса, даже такой уважаемой компании, как «Газпром», это мне не очень нравится, как и любое внесистемное решение», -- цитирует его Интерфакс.

В качестве альтернативного решения вопроса министр предложил устроить по этим месторождениям некий инвестиционный конкурс, победителем которого станет компания, предложившая лучший проект по дальнейшему использованию полученного сырья. «Крупные стратегические месторождения отличаются тем, что на их базе можно развивать перерабатывающие мощности, создавать новые рабочие места, развивать регионы. Поэтому вполне эффективно, если несколько крупных месторождений, их должно быть не более пяти-шести, пойдут по конкурсу инвестпроектов», -- пояснил министр.

Г-н Кудрин, как бы продолжая мысль г-на Трутнева, резко осудил постановление правительства, принятое на днях, которое, по его словам, «удорожает в два раза цену на газ для всех новых потребителей». «Кто это сделал?» -- поинтересовался он. «МЭРТ сделал. Очень похоже, что цена по этой формуле будет индикативной», -- сообщил г-н Дементьев (хотя Минэкономразвития было главным противников дискриминации новых покупателей газа). То есть рыночной. Министр финансов отказывался верить: «МЭРТ не мог! Мы нонсенс создаем. Это абсурд. То есть «Газпром», когда нужно, бывает государственным предприятием и получает бесплатно месторождения, а когда выгодно -- частным и перестает поставлять газ по лимиту. Это просто невозможно!» Министр финансов прямо-таки побелел от возмущения.

Премьер счел за благо не заметить кудринских обличительных речей. Мол, все «беседы» надо вести через неделю, когда правительственная комиссия по ТЭК в привычном закрытом режиме обсудит наконец газовый баланс, который упорно отказывался представить правительству «Газпром». Но только газовый баланс позволит реально оценить, кому и сколько газа на самом деле нужно. А заодно можно будет оценить поведение «несогласных» министров, которые не понимают стратегию руководства страны, еще издавна прозванную «наш дом -- «Газпром». А тех, кто будет упорствовать, легко могут отправить в какой-нибудь другой, вовсе не Белый дом.

В то время как к инициативам «Газпрома» Михаил Фрадков неожиданно стал крайне восприимчив, нефтяникам приходится все сложнее. Г-н Трутнев пообещал им полный запрет на сжигание попутного газа с 2011 года под угрозой отзыва лицензий. Вчера же правительственная комиссия довольно жестко дала понять руководителям нефтяных компаний, что им придется вкладываться в геологоразведку Восточной Сибири наравне с государством, иначе получат «строгача», вплоть до лишения лицензий. Во всяком случае премьер угрожал по этому поводу: «Они же олигархи. У них там много чего есть... Сесть на нефть и 15 лет ничего не делать -- это опасно... Надо заботиться о том, как семья будет жить в пятом поколении. А мы, как чиновники, должны им подсказать экономическими методами, если они чего-то недопонимают по жизни. Почему люди специалисты, а хотят пойти по легкому пути? Может быть, поступить с нефтью, как с сырым лесом: наложить экспортные пошлины как следует!.. Что? Нужно принимать жесткие меры?! Напрашиваются?» «Либо недобор пошлин, либо открытая таможня. Кто-то имеет привилегии, -- сказал премьер. -- Здесь мы беспомощность проявлять не можем, иначе к началу реки так и не подойдем».

В итоге глава правительства дал задание главе «Транснефти» Семену Вайнштоку «приземлить проблему» -- представить справку по всем экспортным поставкам российской нефти, включая ближнее зарубежье. После чего рассмотреть эту проблему вместе с Федеральной таможенной службой.




Компромисс в трубе

Одним из пунктов возможного компромисса с «Газпромом», к которому стремится Минприроды, может стать ситуация с наполнением нефтепровода из Восточной Сибири к побережью Тихого океана (ВСТО). Правительство требует с чиновников гарантии по подготовке сырьевой базы в Восточной Сибири для заполнения его второй нитки, которая увеличит мощность трубы до 80 млн тонн нефти в год. А это невозможно без принятия программы единой системы добычи газа Дальнего Востока, которую сейчас готовит «Газпром». Дело в том, что восточносибирские нефтяные месторождения отличаются большой газовой составляющей и нефтяники не готовы браться за их разработку в отсутствие газотранспортной инфраструктуры. Кроме того, как говорил в апреле замминистра природных ресурсов Алексей Варламов, достаточно большие объемы сырья для ВСТО могли бы быть взяты с нефтяных оторочек крупных газонефтяных месторождений, и в первую очередь с Чаяндинского. Однако из-за желания «Газпрома» комплексно развивать Чаяндинское месторождение в рамках восточной программы Минприроды не может использовать оторочки для расширения сырьевой базы, как объяснил г-н Варламов, потому что «Газпром» просил министерство отложить лицензирование чаяндинских оторочек. Так что теперь, судя по всему, Юрий Трутнев предложит «Газпрому» заняться их освоением (чему, например, «Газпром нефть» может быть только рада), предоставив взамен гарантии заполнения ВСТО. Тогда, надо полагать, министр сможет закрыть глаза на то, что газовый концерн без конкурса будет разрабатывать Чаяндинское месторождение и месторождения проекта «Сахалин-3».Анна ГОРШКОВА

Вера КУЗНЕЦОВА