|
|
N°239, 28 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформаторы-2001: Электровозы
Если лампочки зажигают --
значит, это кому-нибудь нужно?
По мотивам Маяковского
Реформа электроэнергетики, стартовавшая в уходящем году, продемонстрировала все многообразие российской политической и экономической борьбы. Придумал реформу Анатолий Чубайс еще в 1997 году для привлечения «масштабных инвестиций», так как электростанции старели, а денег на строительство новых не хватало. Первое время (после того как г-н Чубайс перешел в РАО «ЕЭС России») все шло довольно гладко: кроме менеджеров энергохолдинга, в тонкости реструктуризации энергетики мало кто был посвящен, да почти никто и не стремился подробно разобраться в предлагаемом. Основные дебаты развернулись в конце прошлого года: программу реформ внимательно прочитали советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов и оппонент Чубайса -- алюминиевый магнат Олег Дерипаска. Тут же активизировались миноритарные акционеры РАО, и с самого начала уходящего года между сторонами началась открытая борьба.
...И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит --
чтоб обязательно была звезда! --
клянется --
не перенесет эту беззвездную муку...
Изначально не было понятно, кто должен утверждать энергетическую реформу: правительство или президент. А раз непонятно, стороны стали апеллировать к Владимиру Путину. Некоторым казалось, что Андрей Илларионов как советник выражает точку зрения президента. Но тут же Анатолий Чубайс добился аудиенции у Владимира Путина, после чего стал говорить, что глава государства поддерживает именно его позицию.
Спорили же в основном по двум вопросам: как реструктурировать бизнес региональных энергокомпаний (можно ли оставлять их в вертикально интегрированном виде) и как поделить акции уже раздробленных компаний (миноритарные акционеры требовали пропорционального распределения, а Чубайс говорил, что он этого не допустит).
Президент воздержался от принятия той или другой точки зрения и решил, что за него это сможет сделать Госсовет. Руководить специально созданной рабочей группой поручили томскому губернатору Виктору Крессу. Пока рабочая группа заседала, гг. Чубайс и Илларионов чуть ли не еженедельно посещали Владимира Путина, но спорные вопросы президент по-прежнему отказывался решать.
Рабочая группа, большинство в которой соглашалось с г-ном Илларионовым, представила президенту свой вариант реформы отрасли, принципиально отличающийся от программы менеджмента г-на Чубайса. Однако президент на ней поставил резолюцию: учесть при рассмотрении на заседании правительства. Что фактически означало победу г-на Чубайса. Минэкономразвития, всегда стоявшее на стороне главы РАО, исполняя поручение «учесть», нашло достойный путь к компромиссу: оно просто исключило из программы все спорные моменты.
...А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»...
После принятия такой «компромиссной» программы и Виктор Кресс, и Андрей Илларионов в политических событиях вокруг российской электроэнергетики не участвовали. Впрочем, как и Анатолий Чубайс.
Николай ГОРЕЛОВ