|
|
N°239, 28 декабря 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Реформаторы-2001: Национализатор
Уход Рема Вяхирева с должности председателя правления «Газпрома» сам по себе реформа. Оброненная однажды самохарактеристика Вяхирева: «Я -- рядовой необученный» -- была символом прежнего «Газпрома», воплощением профессионального высокомерия и политического лукавства. Самая закрытая монополия всегда могла за себя постоять, прибегая по необходимости к поддержке то премьера Черномырдина, то коммунистической Думы, то бывшего в почете Юрия Лужкова.
Отставки Вяхирева ждали (а многие -- добивались) не один год, но мало кто себе представлял, что за ней последует. Трудно было спрогнозировать не только имя преемника, но и ту картину, которая предстанет, если «копнуть» поглубже структуру и финансы газовой монополии.
«Копать» выпало Алексею Миллеру. Ничего неожиданно ужасного, впрочем, не обнаружилось: большие долги и непрозрачно структурированные активы. Наряду с инвентаризацией он провел кадровую и административную реформу. В распространенном вчера пресс-релизе «Газпрома» говорится: «Новым главой компании сформирована профессиональная и сбалансированная команда топ-менеджеров». Баланс приведенных затем восьми имен такой: двое работали в газовой отрасли, двое -- в других энергетических отраслях, остальные четверо не имели отношения к ТЭК вовсе. Нерешительной и непоследовательной сочли работу нового менеджмента с активами первый зампред правления Петр Родионов и гендиректор холдинга «Газпром-Медиа» Альфред Кох, после чего со скандалом покинули свои должности.
Ответственные чиновники сразу охарактеризовали назначение г-на Миллера как усиление контроля государства за деятельностью газовой монополии. Затем контроль еще усилился избранием нового совета директоров с большинством госпредставителей. Затем Алексей Миллер избавился от менеджеров старого призыва и назначил новых. Затем чиновники запретили «Газпрому» размещать еврооблигации. Затем правительство вынесло на свое рассмотрение инвестиционную программу концерна.
Сегодня трудно назвать какую-либо сферу деятельности «Газпрома», политика в которой определялась бы в самом концерне. Если формально государство по-прежнему владеет 38% его акций, то фактически 100% политики определяется в Кремле и Белом доме. Частные акционеры, бурно протестовавшие против самовластия команды Вяхирева, пока не реагируют на стремительное превращение крупнейшей газовой компании мира в государственную структуру, управлять которой не пытается лишь ленивый чиновник.
2001 год помимо смены менеджмента ознаменовался для «Газпрома» пиком поступлений от экспорта газа -- 14,5 млрд долл. Это облегчило компании жизнь в переходный период, но тот факт, что пик уже позади, принесет вскоре большие проблемы. Концерн планирует инвестировать в различные проекты 161 млрд рублей -- на 60% больше капиталовложений этого года. В планах заложено повышение цен на газ внутри России. Однако первое и очень серьезное поражение газовиков в рамках «усиления госконтроля» уже состоялось: цены будут повышены не с января, а только весной, когда потребление газа существенно сократится. Такова воля государства в лице кабинета министров. Алексею Миллеру, которому предстоит либо отказаться от инвестпроектов, либо наращивать долги, пришлось подчиниться. Он обученный...
Андрей ДЕНИСОВ