Руководство Ленинградской области предлагает пустить в порт Усть-Луга часть проектируемого нефтепровода в обход Белоруссии
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков хочет, чтобы ответвление от нефтепровода «Дружба» вокруг Белоруссии мощностью 50 млн тонн в год и дизелепровод «Север» мощностью 25 млн тонн в год, который строит «Транснефтепродукт», не заканчивались только в одном месте -- в порту Приморск. По его мысли, они
должны идти к порту Усть-Луга, что, полагает губернатор, уменьшит экологическую нагрузку на берега Финского залива. Для этого необходимо построить 140-километровое ответвление. Такое предложение г-н Сердюков в конце прошлой недели обсудил с президентом Владимиром Путиным, в результате чего область вместе с «Транснефтью» попробуют проработать вопрос. Впрочем, глава трубопроводной монополии Семен Вайншток вчера заявил журналистам, что выступает против инициативы губернатора: "В Усть-Луге все надо начинать с нуля -- там песчаное дно и государству надо будет вкладывать миллиарды рублей в дноуглубление".
Универсальный порт в Лужской губе на южном берегу Финского залива пытаются построить с середины 1990-х годов. И ежегодно этот проект сталкивается с почти непреодолимыми трудностями -- то намывную территорию размоет, то канал затянет илом, то инвесторы откажутся. Зато аккурат напротив на северном берегу залива буквально за несколько лет с нуля вырос гигантский порт Приморск, который сейчас прокачивает до 70 млн тонн нефти в год. А в ближайшее время его мощность должна вырасти примерно на две трети -- после того как зимой правительство и «Транснефть» решили построить нефтепровод в обход Белоруссии, который закончится в порту Приморск (ему дали название БТС-2). Но, кроме этого, «Транснефтепродукт» строит в направлении Приморска трубопровод «Север».
Учитывая, что мощность БТС может еще возрасти, а ЛУКОЙЛ со временем доведет мощность соседнего терминала в Высоцке до 15 млн тонн в год, суммарный экспорт нефти и нефтепродуктов из района Приморска может достичь 160--180 млн тонн в год. Это беспокоит г-на Сердюкова, который говорит о необходимости равномерного распределения нагрузки на оба берега залива, а также на Карельский перешеек, который будут пересекать многочисленные трубопроводы. «Рассмотрели очень внимательно этот вопрос со специалистами. И видим необходимость сбалансировать и экологическую безопасность, и вообще нештатные ситуации», -- заявил губернатор президенту.
Так как БТС-2 подойдет к Ленинградской области с юга, то от этой магистрали логичнее построить отвод в сторону Усть-Луги, рассуждают областные чиновники. То же самое касается и проекта «Север» -- часть дизельного топлива, которое будет прокачиваться по этой трубе на терминал в Приморске, надо направить в Лужскую губу. Итого, по замыслу г-на Сердюкова, практически Усть-Луга получит до 35 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. Областные чиновники прекрасно отдают себе отчет в том, что этот порт получит гигантский толчок для своего развития, если на него действительно развернут трубу. Ведь область крайне заинтересована в появлении еще одного порта, инвестиции в который будут оцениваться в миллиарды долларов.
Эти аргументы г-н Сердюков изложил на встрече с Владимиром Путиным: «Мы бы обеспечили работу двух мощных портов, и положение (экологическое. --
Ред.) было бы более устойчиво. Но для этого, конечно, нужно... ускоренное развитие портовой инфраструктуры. Все-таки необходимо федеральное финансирование собственности -- это акватория, это морская безопасность и так далее, она неудовлетворительна. До 2010 года, чтобы нам выйти на 35 млн тонн перегрузки грузов в Усть-Луге в год и довести до 100 в последующие 2015--2020 годы, нам нужно до 2010 года примерно по 2,5 млрд руб. вкладывать в инфраструктуру. Или же пойти по принципу, которого пока нет в России, но возможность такая есть: отдать в концессию весь порт на 25--30 лет. И за счет привлечения капитала создать акваторию порта и так далее». Губернатор даже указал, что в районе Усть-Луги есть возможность построить нефтеперерабатывающий завод, чтобы экспортировать меньше сырья -- площадка для НПЗ предусмотрена неподалеку от Лужской губы.
Однако глава государства сослался на президента «Транснефти» Семена Вайнштока, который днем ранее сообщил Владимиру Путину о проблемах заиливания дна и указал на необходимость строительства там нового канала к Усть-Луге. «И (г-н Вайншток. --
Ред.) говорит мне о том, что нужно будет тратить ежегодно приличные деньги на то, чтобы поддерживать этот канал в работоспособном состоянии», -- сказал президент. «Канал подходной, четыре километра всего, -- парировал г-н Сердюков. -- И там, по всем расчетам экологическим, один раз в год, как и везде, чистятся каналы. Затраты не огромные». В итоге Владимир Путин заявил, что аргументы губернатора о большой нагрузке на экологию области и необходимости ее равномерного распределения между двумя берегами Финского залива, «конечно, серьезные». «Это серьезные аргументы, но нужно дополнительно провести изучение, связанное с возможностью увеличения грузооборота именно здесь, в Усть-Луге», -- резюмировал он. И указал, что «нужно будет тогда предусматривать деньги на развитие инфраструктуры Усть-Луги».
Семен Вайншток вчера, в свою очередь, сообщил журналистам, что изучаются различные варианты маршрута БТС-2 в Приморске, однако «Транснефть» все же считает, что порт Приморск наиболее подготовлен к расширению мощности -- там практически готова вся инфраструктура. Иными словами, закончить маршрут там государственной компании будет существенно дешевле.