На рубеже XX--XXI веков общепризнанной целью для всего мирового сообщества, отдельных стран, регионов, городов, предприятий и корпораций стало
движение к «устойчивому развитию», под которым понимается сохранение окружающей среды и экономия природных ресурсов в единстве с социальным и экономическим благополучием в интересах настоящего и будущих поколений. На уровне компаний понятие устойчивого развития фактически совпадает с реализацией концепции корпоративной социальной ответственности (КСО). Так что устойчивое развитие и КСО -- это две стороны одной медали.
Сейчас движение устойчивого развития становится все более приоритетным направлением развитых стран мира, а также ведущих развивающихся государств. К развивающимся относится сегодня и Россия, хотя ее ядерную и военную мощь, а также огромные природные ресурсы никто не пытается принизить -- ни на Западе, ни на Востоке. Эти страны разрабатывают национальные стратегии устойчивого развития, а также проводят последовательную государственную экономическую политику, направленную на сбалансированное развитие, обеспечивающее качественный экономический рост. На языке экологов, например, это означает, что с ростом производства абсолютные нагрузки (выбросы, отходы и т.д.) на окружающую среду тем не менее сокращаются. Увеличивается доля перерабатываемых отходов всех классов, растут объемы повторно используемых ресурсов, постепенно возрастают объемы энергии, получаемой из альтернативных источников, снижаются вредные для людей и климата выбросы в атмосферу.
Недавние решения саммита «большой восьмерки» в Хайлигендамме отражают именно такой подход в области дальнейшего социально-экономического развития. Страны -- мировые лидеры специально поддержали целый ряд крупных международных инициатив в области устойчивого развития и КСО. Среди них Глобальный договор ООН, объединяющий ведущие социально ответственные корпорации мира, в том числе и несколько российских.
Среди мировых проектов в сфере устойчивого развития можно выделить также Инициативу по транспарентности в добывающих отраслях промышленности (ИТДОП), обеспечивающую прозрачность частных и государственных платежей и доходов в добывающем секторе. ИТДОП объединяет одновременно крупнейшие добывающие и перерабатывающие компании и государства-участницы, среди которых уже есть Азербайджан, Казахстан и Киргизия, но нет России.
Уже 12 лет действует Финансовая инициатива программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), объединяющая 160 крупнейших банков и инвестиционных компаний мира, обеспечивающая соблюдение ими принципов социально и экологически ответственного финансирования и инвестирования. От России там только один небольшой банк-участник.
Очень важно, что «большая восьмерка» выступает за активное внедрение Глобальной инициативы в области отчетности (ГИО) по устойчивому развитию компаний всех видов деятельности и размеров. Все эти решения касаются как приоритетов государственной экономической политики передовых стран мира, так и их частных и государственных корпораций.
Под этими решениями и рекомендациями теперь стоит и подпись Российской Федерации. К тому же на встрече «молодежной восьмерки» президент РФ Владимир Путин активно поддержал политику на усиление социальной ответственности бизнеса, что, естественно, относится и к российским компаниям. Спустя несколько дней на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, пусть и в несколько другом ключе, он вновь вернулся к этой теме: «В интересах устойчивого развития необходимо формировать новую архитектуру международных экономических отношений».
Каково же реальное положение дел в этой области в Российской Федерации на сегодняшний день?
Если коротко, последний раз концепция устойчивого развития России рассматривалась на высшем государственном уровне в декабре 1997 года. Решение йоханнесбургского саммита по устойчивому развитию, обязывающее все государства, подписавшие его итоговый документ, разработать и использовать национальные стратегии устойчивого развития начиная с 2005 года, Россия не выполнила. В правительстве РФ в результате административной реформы было ликвидировано последнее структурное подразделение, отвечающее за устойчивое развитие. Нет на федеральном уровне никакой координации и в области участия российского бизнеса в Глобальном договоре ООН, нет сформулированной федеральной политики в области КСО.
Путь устойчивого развития непрост, поскольку, следуя ему, все время приходится решать сложные вопросы выбора между легкими и трудными решениями: между легко получаемой прибылью от использования природного ресурса и ее отсутствием, между распределением прибыли на бонусы и дивиденды и необходимостью вложения серьезных средств в очистные технологии и т.д. В качестве иллюстрации достаточно привести пример вынужденного сокращения использования газа для выработки электроэнергии РАО «ЕЭС России» и наращивания сжигания экологически вредных угля и мазута. Это уже привело за последний год к значительному росту нагрузок на окружающую среду. Т.е. объемы газа на экспорт растут, а его использование для нужд собственной энергетики относительно сокращается. При этом у ОАО «Газпром» большие проблемы с финансированием геологоразведки новых месторождений, что в десятилетней перспективе могло бы сократить дефицит газа.
Проблем и примеров такого характера очень много. И все эти вопросы открыты. Будет ли федеральное правительство на этот раз серьезно и адекватно реагировать на международные обязательства и заявления президента РФ в этой области? Или все так и останется на уровне международного пиара, как это было на протяжении всех последних десяти лет? России срочно нужна модернизация социально-экономической политики, модели собственного устойчивого, качественного роста. Рост ради роста, да еще без системы государственного стратегического планирования, может привести к серьезным проблемам в области потребления дефицитных ресурсов, экологии страны и уровня жизни большинства населения.
Что толку, например, от Энергетической стратегии до 2020 года, если страна не имеет утвержденных планов поставок газа даже на 2008--2009 годы? Сейчас в нашей стране только около сорока ведущих частных компаний применяют международные стандарты в области устойчивого развития и повышения своей социальной и экологической ответственности через регулярную систему открытой нефинансовой отчетности. А нужно, чтобы это стало нормой для большинства крупных, средних и малых компаний, что и предусматривают решения и рекомендации саммита «большой восьмерки».
Так услышит ли российское правительство собственного президента хотя бы в последний год своей деятельности, помогут ли решения «большой восьмерки» в Хайлигендамме развернуть экономическую политику нашей страны в сторону устойчивой, прозрачной и конкурентной экономики? Не знаю как вам, но мне в это верится с трудом. Уж больно расточительную политику ведет наше государство в погоне за ростом в условиях материало- и энергоемкой и поэтому неэффективной политики. Политики, где доходы и прибыль государственных и частных корпораций важнее качества нормальной жизни людей.
Конечно, среди российских компаний есть и исключения. Но эти исключения лишь подтверждают российскую неэффективную политику, поскольку данные компании, оказавшись на международной бизнес-арене, ведут серьезную работу по устойчивому развитию своего производства, т.к. эти правила диктует им мировой, а не российский рынок. Ведь если их не соблюдать, очень быстро фондовые рынки отреагируют на это «безразличие» и нарушения, и капитализация таких компаний начнет падать. А с ней упадут доходы компаний и их владельцев, частных и государственных.