Чтобы успеть присоединиться к Всемирной торговой организации (ВТО) до конца этого года, России придется прибегнуть к помощи внешних сил. Сегодня в Соединенные Штаты вылетела российская делегация для проведения совместного заседания комитетов по международной политике Госдумы России и конгресса США. «В ходе парламентских дебатов мы обязательно коснемся вопроса российско-грузинских отношений, так как полагаем, что позиция Вашингтона может серьезно повлиять на позицию Тбилиси», -- заявил вчера представитель Госдумы в российской переговорной делегации Алексей Лихачев. Видимо, все остальные возможности договориться с Грузией уже исчерпаны.
Следует напомнить, что переговоры не удается сдвинуть с мертвой точки из-за вопроса
о легализации двух пунктов пропуска в Абхазии и Южной Осетии. Воспользовавшись этой проблемой как предлогом, Тбилиси в ответ на транспортную блокаду и экономические санкции России в отношении Грузии
отозвал свою подпись под протоколом о завершении переговоров по ВТО. Такое в истории международного торгового клуба произошло впервые. Впрочем, переговоры по сути и не идут, так как Тбилиси без решения этого вопроса отказывается давать согласие на вступление России, а Москва вообще отказывается рассматривать эту проблему в контексте ВТО. В такой ситуации только и остается что уповать на американские миротворческие силы.
С двумя другими странами, с которыми еще не закончены переговоры, проблем вроде бы не осталось. По словам главного российского переговорщика Максима Медведкова, в июле планируется завершить переговоры с Вьетнамом. С Камбоджей необходимо провести внутриведомственные согласования, на которые потребуется несколько недель. Таким образом, по словам г-на Медведкова, «технически существует возможность и есть подтверждение наших партнеров из европейского сообщества и других стран о присоединении России до конца этого года». Правда, для этого необходимо, чтобы более никто из членов ВТО не собрался выставлять свои требования к России. В то время как, по слухам, начать переговоры собирается Саудовская Аравия.
Впрочем, внутри страны по-прежнему много людей, полагающих, что спешить в ВТО России вообще ни к чему. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил вчера, что «пора прекратить проситься в ВТО, а следует ждать, пока нас не начнут уговаривать туда вступить». Да и после уговоров следует хорошенько подумать. «Баланс плюсов и минусов от вступления в эту организацию для России не столь очевиден», -- полагает он. Нижегородский губернатор Валерий Шанцев, дававший вчера пресс-конференцию в Москве, вообще считает, что до вступления в ВТО России следует вначале в разы поднять производительность труда. В японской провинции Мияги все как в Нижегородской области: такое же население, и такое же расстояние до столицы, однако валовой региональный продукт составляет 75 млрд долл., в то время как в Нижнем только 15 млрд. Значит, производительность труда там в пять раз выше, чем у нас, делает вывод губернатор. «При таком соотношении после вступления в ВТО они нас будут кормить, обувать и одевать», -- опасается г-н Шанцев.
Главный российский переговорщик Максим Медведков считает, что опасения по присоединению к ВТО на самом деле к самой организации никакого отношения не имеют. «Когда начинаешь разбираться, то выясняется, что эти проблемы имеют сугубо внутренние корни, вызванные нашими внутренними делами, такими как рост тарифов на энергоносители или выпуск неконкурентоспособной продукции», -- заявил он. И предложил способ устранения проблемы: «Надо поменять систему управления и начать выпускать продукцию, способную конкурировать на внешних рынках».