Время новостей
     N°239, 28 декабря 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.12.2001
Реформаторы-2001: Конкурент
До банковской реформы в 2001 году у властей снова не дошли руки. Даже когда Михаил Касьянов подпишет лежащий у него на столе проект стратегии развития банковской системы, реформа не начнется -- настолько смиренный характер имеет этот документ. Но утверждать, что ушедший год был потерян, нельзя: ни одна реформа в России не обсуждалась до сих пор столь широко.

Героем года стал Александр Мамут -- бывший председатель совета директоров МДМ-банка, а сейчас индивидуальный член бюро правления РСПП. Возглавив рабочую группу «профсоюза олигархов» по банковской реформе с участием Петра Авена из Альфа-банка и Олега Киселева из Импэксбанка, Мамут буквально взорвал мирную работу Центробанка над проектом стратегии. Такие идеи банкиров, как установление минимальных требований к размеру собственного капитала коммерческих банков, качественное изменение банковского надзора, ускорение перехода на международные стандарты отчетности, ограничение деятельности госбанков их изначальной специализацией, «привязка» кредитной политики Сбербанка к интересам населения, вызвали мощную оппозицию и в ЦБ, и у банков средней руки. Предложения РСПП были восприняты как попытка крупных банков избавиться от государственных конкурентов и подмять под себя весь рынок.

Если отвлечься от личностей реформаторов, то их активность объясняется просто. Экономические условия в России улучшаются, и не сегодня завтра они позволят прийти в страну западным банкам. После этого национальной банковской системы не останется -- лишь немногие смогут конкурировать с иностранцами, используя свое знание «российской специфики», да и то лишь на первых порах. Сознавая это, крупные частные банки попытались выстроить отношения в системе так, чтобы национальный банковский сектор оказался более конкурентоспособен.

Результат дискуссий печален. Все, чего достигли Мамут и Ko, -- пара высказываний Владимира Путина о важности преобразований в банковской сфере. Но Виктору Геращенко президент, видимо, говорит другое. И как бы ни были в ЦБ довольны представленным Михаилу Касьянову документом, задачу повышения конкурентоспособности он решить не сможет. Возможно, именно поэтому премьер уже полтора месяца раздумывает, стоит ли ставить подпись под таким проектом.

Главный довод, который приводили тайно сочувствующие г-ну Мамуту в оправдание своего миролюбия, -- бессмысленно говорить о реформе, пока у руля ЦБ находится Виктор Геращенко. В последние дни года информация о том, что условия могут измениться, стала очень настойчивой. Осведомленные источники говорят, что глава ЦБ может покинуть пост едва ли не в ближайшие дни (шорт-лист кандидатов якобы возглавляет предправления Газпромбанка питерец Юрий Львов), тем более что «отпускной» режим валютного рынка защитит курс рубля от обычных в таких случаях колебаний. Возможно, тогда и пригодятся идеи Мамута.

«ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»