Время новостей
     N°104, 19 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2007
Вектор тяги к контрактам
На авиасалоне в Ле-Бурже показали суперсовременный российский истребитель
Вчера в пригороде французской столицы Ле-Бурже открылся 47-й Международный авиационно-космический салон, в котором принимают участие около 2 тыс. компаний из 42 стран мира. Всего на смотровой площадке разместилось 140 самолетов, вертолетов и прочих летательных аппаратов. Традиционный организатор российской экспозиции -- ФГУП «Рособоронэкспорт», объединивший полсотни предприятий ОПК. Они демонстрируют продукцию военного назначения более 400 наименований. Среди них учебно-боевой Як-130, легкий многофункциональный истребитель МиГ-35, который по боевой эффективности приблизился к тяжелым истребителям, новый всепогодный ударный вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник», другие вертолеты марки «Ми» и «Ка». Одним из самых ярких натурных экспонатов салона признан российский многофункциональный истребитель МиГ-29ОВТ, совершивший вчера первый успешный демонстрационный полет.

Аббревиатура ОВТ означает «отклоняемый вектор тяги». Благодаря этой характеристике машина способна выполнять уникальные фигуры высшего пилотажа, демонстрации которых ожидают участники и гости выставки.

Первый же день работы салона изобиловал шумными заявлениями и серьезными контрактами. Заместитель генерального директора по маркетингу корпорации «МиГ» Владимир Выпряжкин сообщил, что его фирма до 2020 года планирует поставить до 350 МиГ-29 современных модификаций на сумму 10--12 млрд долл. Сегодня в 29 странах летает более 1600 самолетов МиГ-29. Кстати, тому же г-ну Выпряжкину пришлось опровергать гуляющий в Ле-Бурже слух о том, что корпорация «МиГ» ведет переговоры о поставках авиатехники с Ираном. «Мы не ведем каких-либо переговоров, а также работ с Ираном по поставкам авиационной техники или обучению летного состава иранских военно-воздушных сил», -- сказал Владимир Выпряжкин.

Глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов рассказал о планах подписать во Франции ряд новых контрактов. Самый серьезный -- по российско-европейской программе запусков российской ракеты «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Скорее всего, речь идет о поставке на Куру первых четырех ракет-носителей «Союз-СТ», запуск которых запланирован на 2008--2009 годы. НПО прикладной механики из Железногорска Красноярского края подпишет с французской компанией «Талес» соглашение по программе создания спутников связи «Экспресс АМ-33» и «Экспресс АМ-44» и обсудит вопросы совместного построения новой перспективной платформы. Сейчас НПО прикладной механики изготавливает для французов спутник «Сесат».

Пройдут переговоры по проекту европейского космического агентства «Экзомарс». Этот проект будет согласован с российским проектом «Фобос-грунт», который предусматривает доставку на Землю грунта со спутника Марса -- Фобоса. Московский научно-производственный комплекс (МНПК) «Авионика», входящий в НПЦ «Технокомплекс», предлагает в Ле-Бурже широкий спектр систем управления полетом летательных аппаратов. Французская фирма «Сажем» и Уральский оптико-механический завод (УОМЗ) подпишут соглашение о создании совместного предприятия по производству тепловизоров третьего поколения и систем оптического наблюдения. «Сажем» готова поставить в Екатеринбург стендовое оборудование для оснащения рабочих участков.

ОКБ им. Яковлева, входящее в корпорацию «Иркут», впервые представит на публике ближне-среднемагистральный самолет МС-21, который называют самолетом ХХI века. Сегодня машина находится в стадии эскизного проектирования. Семейство МС-21 будет включать три варианта -- на 130, 150, 170 пассажиров, которых самолет сможет перевезти на расстояние 5 тыс. км. Новинка придет на смену парку самолетов Ту-154. Стоимость МС-21 планируется на треть меньше, чем у его зарубежных аналогов, а топливная эффективность на 15% выше. Сертификация самолета намечена на 2012 год.

Российские авиакомпании-перевозчики планируют подписать в Ле-Бурже несколько контрактов на покупку новых самолетов. «Сибирь» замахнулась на несколько десятков «Аэробусов», «Аэрофлот» ведет речь о приобретении партии А350. Организаторы предсказывают острую дуэль на салоне между «Эрбасом» и «Боингом» -- уже потому, что спрос на воздушные лайнеры быстро растет: их мировой парк к 2025 году увеличится вдвое, до 33 500 единиц.

Организаторы салона в Ле-Бурже ожидают 140--150 официальных делегаций и 400 тыс. посетителей. Стоимость входного билета -- 12 евро, дневной тариф для специалистов -- 40 евро. В отличие от прежних здешних салонов этот открыл не президент, а премьер-министр Франсуа Фийон. Президент Франции Николя Саркози посетит выставку 23 июня.

Николай ПОРОСКОВ