|
|
N°104, 19 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Поляки не подумали, как будут слезать с дерева»
В четверг в Брюсселе соберется саммит Евросоюза, на котором завершится председательство Германии в этой организации. Одним из немецких приоритетов было продвижение проекта единой европейской конституции. Но успеху этого начинания помешала Польша. Варшава потребовала пересмотреть согласованную в 2004 году систему голосования в ЕС, которая якобы дает слишком много власти большим государствам, например Германии. По нынешней модели «двойного большинства» для принятия решений достаточно поддержки 55% государств, где проживает не менее 65% населения Единой Европы. Польша осудила эту систему за то, что она лишает самые бедные страны возможности заблокировать не устраивающие их законопроекты.
Польские власти стремятся навязать свой взгляд, в пику "германскому", на устройство ЕС. Означает ли это, что Варшава стремится к «полонизации» Европы? Об этом «Времени новостей» рассказал немецкий политолог, эксперт по германо-польским отношениям Стивен БАСТОС.
-- Опасения польского руководства по поводу якобы усиливающейся «германизации» ЕС не имеют реальной основы, что в равной мере относится к тезису о «полонизации» Европы. Тем не менее Польша оказалась в центре внимания в связи с ее сомнениями относительно положений будущей конституции ЕС. Центральным среди них является вопрос о распределении голосов стран в Европейском совете -- главной властной структуре в Евросоюзе. Польша инициировала спор о перераспределении властных полномочий, хотя особые мнения по этому вопросу существуют и у других стран.
Поляки сами ставят себя в трудное положение -- не столько своими требованиями, сколько самим стилем ведения переговоров. Они игнорируют золотое правило дипломатии: прежде чем вскарабкаться на дерево, подумай о том, как будешь с него слезать. Поляки находятся в подвешенном состоянии, и никто не знает, как их спустить вниз. В этом проблема.
-- Однако усилия польского руководства могут привести к провалу евросаммита в Брюсселе.
-- Такая возможность существует. Но возможности для компромиссов не исчерпаны.
-- А что бы вы сочли провалом саммита?
-- Отсутствие компромисса по польским возражениям, касающимся текста конституции ЕС. Однако на этом жизнь не кончается: теоретически существует возможность созыва межправительственной конференции заинтересованных стран ЕС, на которой вопрос может быть решен простым большинством голосов. С правовой точки зрения это возможно, тем самым можно было бы спасти конституционный договор стран ЕС. Это был бы нейтральный документ, в котором не говорилось бы ни о конституции ЕС, ни об общеевропейских символах. Ведь не только Польша, но и ряд других стран, в частности Великобритания, опасаются возникновения «супергосударства» 27 стран -- членов Евросоюза.
-- Вы сказали, что созыв межправительственной конференции для преодоления сопротивления Польши возможен «теоретически». А практически?
-- С точки зрения права созыву такой конференции ничто не мешает. Но политически об этом и речи быть не может, конференция лишь породит новые проблемы. Канцлер Германии высказывалась резко отрицательно против подобного снижения уровня европейской интеграции. Госпожа Меркель заявляла, что не пойдет на подобные «гнилые компромиссы».
Предложения поляков нельзя назвать абсолютно абсурдными -- речь идет о повышении эффективности и прозрачности отдельных положений конституционного документа. Курьезно, что в случае реализации польских предложений существенно сократился бы удельный вес голоса Польши по сравнению с тем, что предусмотрено нынешним документом, с которым Ангела Меркель собирается ехать в Брюссель. Но поляки сознательно идут на это, понимая, что Германия в случае реализации их требований окажется еще более ослабленной.
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин