Второй тур выборов в Национальное собрание -- нижнюю палату французского парламента -- завершился убедительной победой неоголлистов. Им теперь будут принадлежать 314 мест, а их соперникам-социалистам -- только 185. Чтобы принимать законы, сторонникам Николя Саркози даже не нужны голоса 22 союзников-центристов. Социалисты тоже добились некоторого успеха, ведь в прошлом составе парламента им принадлежали 149 мест. Так что в победе правых ощущается привкус разочарования.
«Да, для Николя Саркози это победа. Но она прозвучала для него как предупреждение, -- объяснил «Времени новостей» парижский социолог Пьер Давез. --
Новая президентская команда слишком решительно взяла бразды правления в свои руки, что было болезненно воспринято многими французами». По мнению нашего собеседника, успех команды Саркози "оказался половинчатым из-за поспешных заявлений правительства об увеличении налога на добавленную стоимость, идущего на социальные нужды". Ведь французы поняли, что это грозит повышением цен на товары первой необходимости.
Оплошностью воспользовались соперники Саркози. «Теперь бедные будут платить за богатых, в этом сокрыта вся суть политики неоголлистов, -- заявил Жан-Мари Ле Ген, один из харизматичных лидеров социалистов. -- Пусть Саркози знает: больше никаких подарков французские избиратели ему делать не будут». Так оно и вышло. Одному из советников Николя Саркози осталось лишь констатировать, что «никто еще в мире не побеждал на выборах, используя для пропаганды своих идей и программ увеличение налогов».
Выборы показали, что избиратели давно хотят перемен. Но ни в коем случае не ценой ухудшения качества жизни. Ясно и то, что перестановки в правительстве, казавшиеся неизбежными еще до выборов, будут обязательно и будут еще более серьезными, чем хотелось бы премьеру Франсуа Фийону. К примеру, в Бордо проиграл на выборах Ален Жюппе, министр экологии, развития и обустройства территории, второе лицо в правительстве. А сам Фийон ввел новые правила игры: раз министр не прошел на выборах, он обязан подать в отставку! Трудно найти замену бывшему премьеру и министру иностранных дел, многолетнему мэру Бордо и соратнику Жака Ширака. Как стало известно «ВН», на пост главы нового экологического министерства прочат авторитетного Мишеля Барнье, бывшего европейского комиссара и министра иностранных дел.
Итак, во Франции сложилась биполярная политическая система с двумя размытыми центрами. Большая часть центристов -- 22 депутата -- поддерживает пропрезидентское большинство, меньшая -- два или три депутата -- склоняется в левую сторону.
У социалистов также грядут перемены. Сеголен Руайяль, недавняя кандидатка в президенты, выпускает завтра книгу «За кулисами поражения», в которой сообщает о том, что расстается со своим гражданским мужем, первым секретарем Соцпартии Франсуа Олландом. После 30 лет совместной жизни и появления четырех детей Сеголен Руайяль уличила своего сожителя в измене со всеми вытекающими последствиями. «Целая политическая партия стала заложницей альковной жизни ее руководителей. Это недопустимо!» -- возмущается Манюэль Валльс, один их социалистических лидеров нового поколения. Еще дальше идет ветеран Соцпартии Жак Ланг: «Второй тур парламентских выборов показал, что наши проблемы не политического характера. Они в большей степени персонального характера. Не пора ли разобраться, почему мы проиграли президентские выборы?»
Злые языки утверждают, что Сеголен Руайяль, уже более года живущая врозь с Франсуа Олландом, решила громогласно объявить о разрыве как раз накануне чрезвычайного съезда партии, на котором собирается выдвинуться в качестве ее руководителя. Но сможет ли она навязать себя в этом качестве активистам партии после холодного душа поражения на президентских выборах этой весной? К тому же ее главным соперником станет бывший гражданский супруг.