|
|
N°136, 29 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Другая Индия
Индия, в которую отправляется в понедельник с визитом президент Владимир Путин, существует в представлении россиян как набор устоявшихся стереотипов. Это ужасно бедная страна с низким уровнем развития, с экономикой, основанной на производстве чая и табака, страна, которая поставляет в Россию потребительские товары низкого качества. Это союзник Москвы, который должен заплатить долги за военную и промышленную помощь советского периода и, сохраняя лояльность, продолжать приобретать у России военную технику, несмотря на хронический дефицит обслуживания и запчастей.
Все это было верно в прошлом, многое верно и сегодня. Но за последнее десятилетие произошли значительные перемены, и теперь старые стереотипы тормозят развитие отношений. Неудивительно, что объем торговли между двумя странами упал до 150 млн долл. в год. Индийские чиновники не предприняли усилий для того, чтобы изменить имидж своей страны в глазах россиян. Если индийская диаспора в США превратилась во влиятельную экономическую и социальную группу с мощным политическим лобби, то в России индийский бизнес представлен худшими образцами товаров и предпринимателями, выросшими из среды бывших торговых представителей. Случись в Индии промышленная революция, россияне скорее всего об этом бы даже не услышали.
Между тем индийский средний класс насчитывает уже 250 миллионов человек и растет с каждым днем. Привлекательность рынков для иностранных предпринимателей столь велика, что практически все мировые лидеры автомобилестроения открыли в Индии производства. Но остаются специфические проблемы, которые, похоже, могут быть поняты в России лучше, чем где бы то ни было еще. Демократия и свобода торговли обусловили огромный рост деловой активности, с которым инфраструктура не справляется. Индийская бюрократия, имеющая много общих черт с российской, остается преградой на пути к процветанию.
Когда Индия вступала в период динамического развития, Россия переживала болезненные перемены и тратила массу сил на заигрывание с Западом для получения экономической помощи. Но даже когда «медовый месяц» с Западом закончился, а российские лидеры и дипломаты вернулись к осознанию важности Азии, политика в отношении Индии не отличалась глубоким пониманием. Как еще объяснить нелепое предложение Евгения Примакова сформировать блок Индия--Китай--Россия, прозвучавшее как раз в том самый момент, когда индийское руководство провозгласило «естественное партнерство» между Индией и США? Призыв Примакова был встречен в Индии полным молчанием, в основном потому, что ярче всего демонстрировал полное незнание Индии, для которой Китай -- основной стратегический соперник.
С нынешним либеральным правительством Индия может называться крупнейшей демократией мира. Освободившись от оков прежнего правительства, возглавляемого Партией конгресса, которая опиралась на коммунистов и левых, Индия встала в ряд мировых экономических держав. Удивительно, что Россия, построившая большую часть инфраструктур Индии в 60-х годах, поддержавшая индийские научные программы и программы исследования космоса и давшая образование тысячам индийских инженеров, не извлекла никакой выгоды из Индии как страны развивающегося рынка. Граждане Индии нашли способ применить полученное образование -- около миллиона индусов отправились в США. Спрос на индийских инженеров и программистов достиг беспрецедентных масштабов. Индийцы составляют 35% штата компании Microsoft и, по некоторым данным, 45% общемирового числа программистов, Германия приняла 20 тыс. индийцев, выписав им вид на жительство, а японские и американские фирмы конкурируют за право приглашать индийских специалистов на работу. В то же время получить российскую визу для граждан Индии крайне трудно.
Правительство Индии наконец пришло к осознанию огромного потенциала своего народа в нарождающейся высокотехнологичной экономике и приступило к ускоренной приватизации, привлечению иностранных компаний к созданию офшорных фирм по разработке программного обеспечения. В то время, когда информационные технологии находятся в фокусе каждого визита иностранного лидера в Индию, будь то Клинтон или японский премьер Мори, индусы шутят, что делегация Путина приедет снова обсуждать чай и табак.
Специфика нынешнего визита Путина состоит в том, что многие в Индии сейчас пребывают в эйфории от свежеобретенной дружбы с США. С мартовского двухнедельного (!) визита Клинтона отношения набирают силу с каждыми днем. Между тем в ближайшее время индийское правительство собирается выручить миллиарды долларов от нового радикального этапа приватизации, включающего такие объекты, как государственная энергетическая система, телекоммуникации и авиалинии.
В то же время Индия после горького опыта прошлогодней локальной войны в горах собирается увеличить расходы на оборону, что дает больше возможностей России. Так что перед Владимиром Путиным стоит задача попытаться «отбить» Индию у США и найти чудодейственную политическую виагру, чтобы оживить старые добрые отношения. Россия должна понять новую Индию и разработать новую стратегию экономического сотрудничества, которая будет работать в новом веке. Демократическая Россия и возрождающаяся Индия не менее «естественные партнеры», чем Индия и США.
Аджай ГОЯЛ, главный редактор The Russia Journal