Время новостей
     N°104, 19 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.06.2007
Полный запрет на сжигание
Юрий Трутнев обещает заставить нефтяников с 2011 года утилизировать весь добываемый попутный газ
Министерство природных ресурсов продолжает демонстрировать повышенное рвение в вопросе утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Вчера глава ведомства Юрий Трутнев провел в Ханты-Мансийске выездное совещание с руководством нефтяных компаний, на котором объявил, что до конца года МПР намерено полностью разработать систему мер по решению проблемы сжигания этого сырья. «Мы должны разработать систему повышения экологических штрафов, чтобы к 2011 году выйти в целом по России на уровень (утилизации. -- Ред.) не менее 95%», -- сказал он. Как пояснил «Времени новостей» начальник профильного департамента министерства Сергей Федоров, для новых месторождений будет предусмотрен четырехлетний период (после начала добычи нефти) для достижения этого уровня утилизации ПНГ.

В конце 90-х годов, когда начался резкий рост добычи нефти в России, строительство инфраструктуры по утилизации ПНГ не просто не успевало за столь быстрым темпом производства сырья, по сути, не было сделано ни одного шага в этом направлении. Как и в советские годы, переработку попутного газа в Тюменской области обеспечивают девять ГПЗ. Из них семь принадлежат СИБУРу и по одному -- ЛУКОЙЛу и «Сургутнефтегазу». В сумме они утилизируют около 15 млрд кубометров ПНГ в год, что, по данным Минприроды, составляет всего лишь 29% от общего объема. Это означает, что еще 35--40 млрд кубометров сжигается на факелах или в лучшем случае закачивается в пласт. Разговоры о том, что этот объем, сопоставимый с годовой добычей достаточно крупного газового месторождения, неплохо бы рационально использовать, шли постоянно. Но по-настоящему чиновники зашевелились только после того, как о проблеме сказал Владимир Путин в послании Федеральному Собранию. Г-н Трутнев провел заседание коллегии министерства по этому вопросу, а теперь решил еще раз поговорить об утилизации ПНГ непосредственно в столице нефтедобычи -- в Ханты-Мансийском автономном округе.

Г-н Трутнев выразил уверенность, что вчерашнее обсуждение поможет обнаружить все факторы, мешающие двигаться к объявленным им показателям. А также заявил, что у государства есть возможность подтолкнуть нефтяные компании к утилизации сжигаемого сейчас газа. Во-первых, путем внесения изменений в действующее законодательство -- обязательства по переработке ПНГ станут неотъемлемой частью лицензионного соглашения. По сути, это означает полный запрет на сжигание, уточнил министр. Во-вторых, путем ужесточения экономических санкций за сжигание попутного газа в значительных объемах.

Хотя решения еще не приняты, уже ясно, что Минприроды отдает предпочтение именно административным методам решения проблемы, а не созданию благоприятных условий для инвестиций в переработку ПНГ. Однако увеличение штрафов или введение налога на сжигание попутного газа (конкретные цифры сейчас готовятся на экспертном уровне) способны значительно ухудшить экономику добычи нефти на месторождениях. Правда, сейчас они так малы, что после пересмотра все же не станут смертельными. А вот повальный запрет на сжигание при избирательном применении станет еще одним инструментом административного давления на «несговорчивых» недропользователей. Дело в том, что на многих действующих месторождениях, а также на всех новых его невозможно не нарушить. В первом случае для дальнейшей реализации продуктов переработки ПНГ (прежде всего сухого отбензиненного газа) требуются гарантии его транспортировки по газопроводам, принадлежащим «Газпрому». А во втором -- необходимо создание масштабной газотранспортной инфраструктуры. И нет никакой уверенности, что правительство в силах обеспечить выполнение этих условий одновременно с введением примитивного запрета.

Однако пока с оригинальными идеями о том, как решить эту проблему, дела обстоят неважно. И Минприроды, и Минпромэнерго говорят о необходимости равного доступа к газотранспортной системе и о внесении соответствующих поправок в законодательство для его обеспечения. Правда, даже слова звучат не очень уверенно: все прекрасно понимают, что процесс предоставления этого самого доступа находится в руках «Газпрома». Монополист не уступал его раньше, когда было много разговоров о равном доступе для независимых добытчиков природного газа, и вряд ли готов сделать его более открытым для производителей ПНГ. Правительство же, как известно, практически не имеет влияния на «Газпром». Так что в лучшем случае нефтяники услышат набившее оскомину предложение инвестировать в развитие инфраструктуры без каких-либо гарантий, что эти инвестиции когда-либо окупятся.

Алексей ГРИВАЧ, Анна ГОРШКОВА