|
|
N°104, 19 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Исторический Правдинск
Калининградский город торжественно отметил юбилей крупного военного поражения России
В Калининградской области масштабной военно-исторической реконструкцией отметили 200-летие битвы россиян с французами под прусским Фридландом. Пикантность ситуации в том, что Россия ту битву с треском проиграла.
Два века назад возле этого маленького городка (теперь он называется Правдинск) сошлись две армии -- французского императора Наполеона Бонапарта и российского Александра Первого. Тогда русские войска, исполняя свой союзнический долг, пытались защитить Пруссию от «корсиканского чудовища».
Французским генералам Мюрату, Ланну, Нею и другим противостояли русская кавалерия Платова и князя Голицына, дивизия генерала Олсуфьева, войска под руководством генералов Багратиона и Горчакова. Командовал сражением Леонтий Беннингсен. Русская армия проиграла битву вчистую -- наши войска крайне неудачно расположились, их позиции были растянуты и разделены. В центре -- глубокий овраг и озеро, в тылу -- река Алле. Отступавших русских солдат и офицеров французская артиллерия расстреливала практически в упор -- погибло несколько десятков тысяч человек. Наши войска были оттеснены. А чуть позже двум императорам пришлось подписать не самый выгодный для России Тильзитский мир.
Наполеон победил, так почему же в России надо отмечать это событие? Глава администрации Правдинска Петр Седов уверяет, что ни о каком праздновании речь не идет: «Мы хотим отдать дань беспримерному героизму наших воинов, которые погибли в войне с Наполеоном». И в доказательство чистоты намерений чиновник цитирует дневниковые записи английского лорда Гутчинсона, который, присутствуя во время сражения, позже сообщил своему правительству: «Мне недостает слов описать храбрость русских войск. Они победили бы, если бы только одно мужество могло доставить победу».
Калининградские власти считают, что поминать старое уже поздно: да, Россия здесь проиграла, но от самого факта проведения в окрестных землях столь знаменательного сражения маленький Правдинск и область в целом могут выиграть. В регионе из Фридландской битвы хотят сделать серьезную приманку для туристов -- надеются переплюнуть в этом деле поляков, которые уже не первый год возле Ольштына устраивают масштабную реконструкцию Грюнвальдской битвы. В прошлом году посмотреть на дерущихся рыцарей приезжало около 80 тыс. туристов -- каждый, переночевав в гостинице и перекусив в кафе, сделал неплохой «взнос» в местный бюджет. Правдинску о таком наплыве людей и денег пока остается только мечтать.
У областных властей уже давно есть планы превратить чистенький, но изрядно побитый войной и советским временем бывший Фридланд в нечто особенное. Губернатор Георгий Боос с присущим ему размахом даже заявлял, что готов инвестпроект развития этого городка с бюджетом в 300 млн евро. Потенциальных инвесторов пока не наблюдается, один только Виктор Батурин (брат супруги мэра Москвы Юрия Лужкова) интересуется здешними местами. Его, правда, больше влечет императорский аспект в истории Правдинска. Так, на деньги Батурина приводится в порядок некогда совершенно заброшенный «дом Наполеона», в котором Бонапарт провел ночь сразу после Фридландского сражения. Теперь там музей с экспозицией некоторых личных вещей французского императора, коллекцией холодного, огнестрельного оружия, знаков различия и обмундирования войск того времени. А возглавляемое им Общероссийское военно-историческое общественное движение как раз и стало одним из основных организаторов нынешних «потешных» баталий.
Заявки на участие в них подали более тысячи «реконструкторов» из России, Франции, Германии, Польши, Чехии, Италии, Бельгии, Мальты, Украины, Белоруссии, Латвии и Литвы. Для натурализации битвы изготовили артиллерию -- свыше двадцати пушек, сформировали кавалерию -- полторы сотни конных всадников при оружии. Каждый солдат и офицер -- в оригинальной форме того времени. Сделали несколько бутафорских зданий (даже церковь и мост через реку), которым в ходе баталий предстояло сгореть. Изготовить успели все, потому что готовиться к 200-летию Фридландского сражения начали года за полтора. Посмотреть на баталию пригласили высокопоставленных французских дипломатов и военных, руководство области и Балтфлота.
Утром 16 июня в правдинском храме Святого Георгия прошла панихида по воинам, павшим в сражении при Фридланде. А на следующий день началась битва. Местная молодежь, наблюдая за происходящим на поле брани, вдруг, вспомнив строки Лермонтова о сражении при Бородине, но вполне уместные и здесь, принялась кричать: «Забил снаряд я в пушку туго. И думал -- угощу я друга! Постой-ка, брат мусью!» Но брат мусью не постоял, он наступал -- более тысячи человек стреляли, кололи и резали, сходились врукопашную и палили из пушек, как и положено по сценарию, написанному историей двести лет назад. Зрители смотрели во все глаза, не веря, что это -- инсценировка, игра. «Сквозь дым летучий французы двинулись как тучи» -- противник явно превосходил числом русскую армию. «Смешались в кучу кони, люди» -- со стороны казалось, будто идет настоящее, а не потешное сражение. «Звучал булат, картечь визжала, рука бойцов колоть устала» -- баталия длилась почти полтора часа, много людей полегло. Потом все встали, принялись брататься, выпивать и закусывать, фотографироваться и веселиться.
Если так пойдет и дальше, в будущем Правдинск сможет делать неплохие деньги на Фридландском сражении. Нужна, правда, сопутствующая инфраструктура, например пивной ресторан «Кружка Мюрата» или гостиница «Штаб Наполеона», тематические сувениры, экскурсии по бонапартовским местам. А кроме них -- чистая вода в кране, ровные дороги и еще много всего. Трети миллиарда евро может не хватить.
Вадим СМИРНОВ, Калининград