Россия не удовлетворена результатами созванной по ее инициативе чрезвычайной конференции стран -- участниц Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), завершившейся 15 июня в Вене. Ее участникам так и не удалось принять заключительный документ. Тем не менее глава российской делегации, директор департамента российского МИД по вопросам безопасности и разоружения Анатолий Антонов сказал, что не считает такой результат «трагедией» и российские предложения «остаются на столе переговоров».
Москва предложила партнерам план из шести пунктов, нацеленный на восстановление жизнеспособности ДОВСЕ. Предложения включали возвращение Латвии, Литвы и Эстонии в договорное поле ДОВСЕ -- эти прибалтийские страны уже находятся в НАТО, но ограничений на вооружения не имеют. Москва предлагала также снизить разрешенные для стран НАТО пороговые уровни вооружений для компенсации военного потенциала, приобретенного альянсом в результате расширения, принять политическое решение об отмене фланговых ограничений для России, определить понятие «существенные боевые силы». "Но нас не услышали, продолжали увещевать и давить, спекулируя на нашей заинтересованности в конструктивном сотрудничестве со всеми странами в Европе, включая меры доверия и контроля над вооружениями, -- сказал российский представитель -- Впечатление таково, что некоторым странам НАТО адаптированный ДОВСЕ просто не нужен".
О перспективах ДОВСЕ спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ рассказал руководитель Центра по международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, член-корреспондент РАН Алексей АРБАТОВ.-- Все выдвинутые Россией условия вполне конструктивны, но я бы их дополнил. Если Запад хочет спасти ДОВСЕ и продлить жизнь системе безопасности и транспарентности в области обычных вооружений, то он обязан их принять. Однако наша бюрократическая система проявила в очередной раз свою консервативность, подойдя к проблеме с ведомственной точки зрения.
-- Что же произошло по вине российской бюрократии?
-- НАТО увязывает с ратификацией адаптированного ДОВСЕ выполнение Россией стамбульских договоренностей, касающихся вывода войск из Грузии и Приднестровья, но прямо в адаптированный ДОВСЕ не входящих. Россия могла бы дать гарантии в течение года выполнить договоренности с Грузией о выводе своих баз и решить вопрос о присутствии своих войск в Приднестровье. А за это, во-первых, получить гарантию НАТО, что параллельно в течение этого же года все его члены, участвующие в ДОВСЕ, ратифицируют адаптированный договор, а неучаствующие (прежде всего три государства Балтии) к нему присоединятся. И, во-вторых, принять решение о дальнейшем сокращении как минимум на 50% национальных и территориальных квот стран -- членов альянса. Установленные для них адаптированным ДОВСЕ потолки чудовищно велики и годятся лишь для большой войны в Европе. А мы исходим из того, что Европа станет континентом, где не существует ни опасности, ни возможности войны. Параллельно надо продвигаться к созданию объединенных сил корпуса быстрого реагирования Россия--НАТО.
-- Что означает предложение разработать понятие «существенных боевых сил»?-- Россия требует уточнения этого положения по количеству сил, их составу и времени пребывания, дабы под видом маневров не было крупной передислокации войск.
-- А нужен ли в наше время ДОВСЕ, регулирующий обычные вооруженные силы? И кому объективно выгоден этот договор?-- Есть два ДОВСЕ. Первый -- базовый, заключенный в 1990 году между Организацией Варшавского договора (ОВД) и НАТО. После распада ОВД вместо коллективных потолков установили квоты для отдельных стран, входивших в ОВД, для бывших советских республик, ставших независимыми государствами, и отдельных стран НАТО. В 1999 году был принят адаптированный ДОВСЕ, установивший другие принципы ограничения вооруженных сил.
Но поскольку второй ДОВСЕ адаптировали и ратифицировали только Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия и не ратифицировало ни одно государство НАТО, Россия оказалась в абсурдном положении.
Имея значительное отставание от НАТО по всем категориям обычных вооружений, Россия соблюдала и базовый ДОВСЕ 1990 года, ибо новый не вступил в силу, и новый, поскольку она его ратифицировала. И по юридической логике она его не должна нарушать. А НАТО соблюдает только базовый договор, который уже никак не ограничивает альянс, ибо нет разделения Европы на блоки, а бывшие союзники СССР по ОВД и некоторые бывшие республики СССР уже вошли или подали заявки в НАТО. Поэтому Россия и настаивает на ратификации адаптированного ДОВСЕ. Ведь он восстанавливает для каждого государства национальные и территориальные квоты, ограничивающие возможность передислокации туда сил НАТО. В связи с расширением блока на восток для России это особенно важно. Россия во втором ДОВСЕ заинтересована больше, чем НАТО. В первом договоре Россия мало заинтересована, ибо он Россию кое в чем ограничивает, а НАТО не ограничивает вообще.
-- Так на какой из двух договоров Россия ввела мораторий?-- Наша позиция детально не разъяснена. Но, судя по всему, она распространяется на ратифицированный Россией адаптированный ДОВСЕ 1999 года.