Перестав быть министром обороны и став куратором гражданской промышленности в качестве первого вице-премьера, Сергей Иванов поменял точку зрения на государственный оборонный заказ. Если раньше он активно лоббировал его увеличение и постоянно оперировал бюджетными цифрами, свидетельствующими о постоянном росте гособоронзаказа,то теперь первый вице-премьер заговорил как гражданский политик.
«В России больше никогда не будет таких объемов гособоронзаказа, какие существовали в советское время. Нам столько не нужно» -- таким заявлением во время своей поездки по югу России первый вице-премьер Сергей Иванов лишил надежды директоров оборонных предприятий, которые специализируются на выпуске вооружения и военной техники и живут именно государственным заказом. Но таких предприятий нет уже нигде в мире, избавляется от устаревшей структуры оборонно-промышленного комплекса и Россия. Как куратор ОПК и глава Военно-промышленной комиссии при правительстве,
Сергей Иванов настаивает на диверсификации производства и выпуске в больших объемах гражданской продукции -- ее сегодня на оборонных предприятиях в целом производится уже 45% от общего объема.
Поскольку разговор состоялся в Ростове-на-Дону, г-н Иванов привел пример, связанный с "Ростсельмашем". Для выпускаемых этим заводом комбайнов бортовые компьютеры поставляет екатеринбургский завод, основная продукция которого -- тоже бортовые компьютеры, только для крылатых ракет. Вполне возможно, что на заседании правительственной комиссии по промышленности, высоким технологиям и транспорту, которая 22 июня будет рассматривать проблемы отечественного сельхозмашиностроения, пример с "ракетно-комбайновым" предприятием всплывет вновь.
Хотя и у самой оборонной промышленности проблем по-прежнему хватает. Одну из них Сергей Иванов обозначил, побывав на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Бериева (ТАНТК). Речь идет о необходимости модернизировать самолет дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, способный также выполнять роль летающего командного пункта. Это Ил-76, "набитый" аппаратурой, с вращающейся в полете девятиметровой в радиусе антенной. По некоторым сведениям, к замене аппаратуры Россия намерена привлечь иностранные фирмы, в частности израильские.
На территории ТАНТК Сергей Иванов осмотрел также патрульный поисково-спасательный самолет А-42, борт для местных авиалиний Бе-32, четырехместное воздушное такси Бе-103 и многоцелевой Бе-200, который сегодня используется в основном для тушения пожаров. Все перечисленные самолеты -- амфибии, способные взлетать и садиться, используя и землю, и воду. Первому вице-премьеру показали комплекс компьютерного макетирования и электронную систему обслуживания самолетов.
Несколько неожиданным для таганрогцев было пожелание Сергея Иванова «полностью менять модельный ряд машин, как минимум модернизировать существующие самолеты». Вероятно, это связано с тем, что ТАНТК и предприятие «Таганрогская авиация» через месяц
объединяются под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). В соответствии с указом президента 51% акций «Таганрогской авиации», которая занимается ремонтом и модернизацией авиационной техники, инвестиционными проектами отечественных самолетов, должен быть передан в уставный капитал ОАК.
Первый вице-премьер провел совещание, на котором были определены планы по производственной загрузке этих двух предприятий до 2015 года, меры по их финансовому оздоровлению и техническому переоснащению. Хотя без большого гособоронзаказа ОАК едва ли удастся загрузить в полной мере, технически переоснастить и финансово оздоровить.