Во Франции вчера прошел второй завершающий тур парламентских выборов. Французы должны были избрать 467 депутатов.
В первом туре, состоявшемся неделю назад, было избрано 110 депутатов. Социологи предполагают, что большинство мест в Национальном собрании получит правящий «Союз за народное движение» президента Николя Саркози. Оппозиционная Соцпартия и ее союзники значительно отстали, а центристы из движения Франсуа Байру фактически остаются ни с чем.
Недавно французские журналисты нашли запись выступления по телевидению Николя Саркози, который уверенно заявил в 1995 году: «В недалеком будущем в Пятой республике начнется эра глобальных перемен!» Он не сказал тогда, что эти преобразования будут связаны именно с ним, но уже десятилетие назад сын иммигрантов из Восточной Европы верил в свою счастливую звезду. И пока что все обещания мэтра Саркози -- он профессиональный адвокат -- реализуются с максимальной точностью.
Обещанная Сарко -- так французы зовут 52-летнего лидера неоголлистов -- «синяя волна» (синий -- «фирменный» цвет «Союза за народное движение», партии Саркози) захлестнула всю Францию. Вчерашний тур выборов в Национальное собрание стал очередным подтверждением правильности курса нового президента на масштабные перемены. Народ уже показал, что хочет этого,
выбрав Николя Саркози президентом с большим отрывом от его конкурентки-социалистки Сеголен Руайяль. И вот прошли еще одни выборы, итоги которых позволят президенту заполучить в нижней палате парламента большинство, готовое поддержать Елисейский дворец в любом начинании.
Результаты первого тура парламентских выборов 10 июня были ожидаемыми. «Союз за народное движение» и его союзники получили более 45% голосов избирателей, левые силы -- 39%. Казалось бы, отрыв не столь велик, но, учитывая действующую в Пятой республике мажоритарную выборную систему и специфическую нарезку избирательных округов, неоголлисты и иже с ними могут получить в Национальном собрании от 385 до 500 мандатов в 577-местном законодательном органе. Это означает, что у Николя Саркози будет весьма уверенное большинство. Второй тур выборов не предвещает неожиданностей, тем более что «треугольников», возникающих из-за набора сразу несколькими кандидатами необходимых для участия во втором круге 12,5%, получилось вопреки ожиданиям очень немного -- всего12. Это делает ситуацию более предсказуемой, сокращая возможности для эфемерных политических союзов и подковерных интриг.
Социалисты проиграли оглушительно. «Это Березина!» -- сокрушается французская левая печать, имея в виду разгром Наполеона при его бегстве из России. Коммунисты, всего три десятилетия назад считавшиеся третьей политической силой Франции, вообще исчезли с политического поля. Защитники экологии, которые были в последние годы преданными попутчиками социалистов, уже вошли в Красную книгу французской истории. Причин у этой катастрофы много. Это и бездарность Сеголен Руайяль, не представившей четкой экономической программы, и раздрай в стане руководителей социалистов, и слабость их пиаровской стратегии. Но главная причина -- сам Николя Саркози, больше всех желавший победы и отстроивший свою наступательную стратегию безошибочным образом.
«Николя Саркози первым из французских президентов самым откровенным образом подключил к выборной борьбе административный ресурс, -- сказал «Времени новостей» известный политолог Доминик Озенн. -- Не случайно итоги первого тура выборов в Национальное собрание подводились на закрытом совещании в Елисейском дворце». Призвав туда руководство правящей партии и членов правительства, Сарко заявил: «Единственное, что нам может сегодня угрожать, так это обвинение в том, что мы собираемся завладеть абсолютной властью. Это единственный аргумент, который левые еще способны использовать против нас». Исходя из этого, президент потребовал, чтобы большинство показало свою способность к диалогу с любыми прогрессивными силами в стране. Глава правительства Франсуа Фийон тут же дал понять, что в новом кабинете министров, который будет создан после выборов, еще несколько мест
будут отданы центристам и тем из левых, которые пойдут на конструктивный контакт с правыми.
Демонстрацией этой политики должна стать операция «Спасти демократа Байру!», начатая по инициативе Сарко. Президент попросил неоголлистов снять со второго тура выборов их кандидата, занявшего в первом круге третью позицию в том округе, где выставился Франсуа Байру. Дело в том, что лидер центристов оказался в проигрышной позиции, отстав от кандидата социалистов. Спасти самолюбивого профессора Байру от краха могут теперь только его недавние сотоварищи, от которых он отвернулся на президентских и на парламентских выборах, упорно отказываясь от союза с Саркози и стыдливо строя глазки Сеголен Руайяль. Вторым показателем постоянства демократических убеждений нового президента должно стать указание Сарко снять кандидатуру представителя «Союза за народное движение» в 14-м округе департамента Па-де-Кале, где на второй позиции с 24,7% голосов после кандидата-социалиста стоит Марин Ле Пен, дочь главы «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пена. Этим жестом президент показывает, что ему легче согласиться с победой левых, чем националистов.
Николя Саркози уверен в собственных силах: из 110 депутатов, избранных в первом туре, лишь один представляет социалистов. В число триумфаторов вошли многие члены правительства Франсуа Фийона. Сам премьер-министр, избранный в первом туре с большим отрывом, четко обозначил свою позицию: «Быть министром означает пользоваться доверием народа. Тот, за кого не проголосовали избиратели, министром быть не имеет права».
Теперь в правительство наверняка войдут новые лица со смуглым цветом кожи. Одним из лидеров молодежной организации саркозистов является сенегалка Рама Йад, которой прочат большое политическое будущее. Сразу после первого тура выборов эту молодую женщину пригласили на второй канал парижского телевидения. В передаче, посвященной анализу результатов выборов, участвовал Манюэль Валльс, один из известнейших социалистов. Он с ходу принялся упрекать неоголлистов за «агрессивную иммиграционную политику». На это Рама Йад жестко заявила: «Да понимаете ли вы, что говорите в эфире?! Госпиталь не упрекают в недостатке милосердия... Посмотрите на нас, на «народное большинство»! На наш цвет кожи! Обновление французского общества -- это мы, а не вы».
Сегодня распевать «Интернационал» впору не французским социалистам, а неоголлистам. Назначение уроженки Магриба Рашиды Дати министром юстиции в правительстве Франсуа Фийона стало «истинно гроссмейстерским ходом Саркози», считает Доминик Озенн. Собеседник «ВН» отметил, что «никогда еще потомок арабских иммигрантов не возглавлял во Франции правовое министерство». Этот ход лишил протестной мотивации заселенные иммигрантами окраины французских мегаполисов, где социалисты рассчитывали набрать голоса, опираясь на критику «национализма» неоголлистов. Г-н Озенн объяснил повышенный процент тех, кто отказался прийти к избирательным урнам в первом туре (более 40%), «прежде всего открытостью правительства Фийона, делающей абсолютно неубедительной всю аргументацию Сеголен Руайяль, которая по инерции обвиняет Сарко в национализме». После президентских и парламентских выборов стало очевидно, что будущее демократии во Франции связано ни с кем иным, как с Николя Саркози.