Раздираемая внутренним конфликтом
Палестинская автономия вчера оказалась в ситуации двоевластия. Глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас объявил вне закона вооруженные формирования исламистского движения ХАМАС, захватившие к концу минувшей недели сектор Газа, и привел к присяге «правительство чрезвычайного положения», сменившее правительство национального единства, где доминировали исламисты
. Как и следовало ожидать, лидеры ХАМАС отказались признавать как легитимность роспуска созданного в марте правительства национального единства во главе с Исмаилом Ханние, одним из лидеров ХАМАС, так и создание нового кабинета. Сам Ханние по-прежнему считает себя палестинским премьером.
По словам замглавы политбюро ХАМАС Мусы Абу Марзука, в палестинском законе есть лишь понятие «чрезвычайное положение», но не «чрезвычайное правительство»: «Это правительство не продержится больше месяца, ведь ему надо получить одобрение парламента Палестины». Аббас, в четверг распустивший кабинет Ханние и введший чрезвычайное положение по всей автономии, в субботу издал указ, позволяющий ему назначать министров в обход парламента.
Новым премьером Аббас назначил 55-летнего Саляма Файада -- беспартийного главу минфина в кабинете Ханние. В прошлом этот видный экономист работал во Всемирном банке в Вашингтоне и представлял в автономии Международный валютный фонд. Сейчас де-факто под его властью находится лишь одна часть автономии -- Западный берег реки Иордан площадью 5,6 тыс. кв. км, где проживает примерно 3 млн палестинцев. Под контролем ХАМАС в секторе Газа на территории площадью 365 кв. км осталось около 1,5 млн человек.
Палестинский раскол воодушевил Израиль, заявивший о возможности переговоров с новым правительством. США и страны ЕС также пообещали возобновить сотрудничество с правительством автономии, прерванное после прихода к власти ХАМАС в январе 2006 года. Вчера премьер Израиля Эхуд Ольмерт перед отъездом в США заявил, что новый палестинский кабинет, в котором нет представителей ХАМАС, -- «это партнер, появление которого приближает установление мира на Ближнем Востоке», а потому Израиль готов иметь с ним дело.
Одновременно в качестве средства давления на ХАМАС израильтяне прекратили поставки топлива в сектор Газа, сохранив лишь снабжение горючим местной электростанции. Население там уже испытывает недостаток продовольствия, на что Израиль заявляет, что не против поставок гуманитарной помощи. Но даже если Запад выполнит обещание и возобновит помощь очищенному от исламистов палестинскому правительству, деньги и товары вряд ли дойдут до попавшего в изоляцию и подвластного ХАМАС сектора Газа.
На днях появилась информация, что
новый министр обороны Израиля Эхуд Барак, назначенный на этот пост в пятницу, вроде бы планирует военное вторжение в сектор Газа. По информации британской газеты «Санди таймс», операция может начаться уже в ближайшие недели. Но как стало известно «Времени новостей» из близкого к правительству Израиля информированного источника, никаких боевых действий в Газе не будет предпринято до завтрашней встречи Ольмерта с президентом США Джорджем Бушем.
Как пояснил «Времени новостей» сотрудник Института по борьбе с терроризмом в Герцлии Моше Марзук, «армия Израиля не заинтересована вмешиваться в происходящее». На Западном берегу возглавляемый Аббасом ФАТХ «разбирается с ХАМАС самостоятельно, а в секторе Газа исламистам, еще несколько дней назад на глазах у всех расстреливавшим не только своих политических оппонентов, но и невинных людей, надо показать себя законной властью. Сделать это можно лишь с помощью обстрелов Израиля или терактов против него. Так что нейтральным в этом конфликте Израиль не останется», -- уверен наш собеседник.
Глава ПНА, которого последние события на родине вынудили отсрочить запланированный на вчерашний день визит в Москву, в телефонном разговоре с главой МИД России Сергеем Лавровым попросил содействия в улаживании кризиса и заверил собеседника в намерении «действовать в правовом поле». На это российский министр ответил, что сейчас «все международные посредники, все те, кто может повлиять на ситуацию, должны избегать любых шагов, вбивающих клин между палестинцами»: «Нужно способствовать их единению, а не допускать какие-либо действия, которые могут внести раскол, тем более делать это сознательно».
Очевидно, что палестинский раскол порождает для Запада, прежде всего для США, соблазн сотрудничества с «хорошим» правительством на Западном берегу Иордана и удушения «плохих» исламистских властей в секторе Газа. По оценке МИД России, попытки насильственного изменения политической ситуации на части палестинских территорий чреваты распадом автономии, «обособлением сектора Газа от Западного берега реки Иордан», что может «перечеркнуть надежды палестинцев на реализацию своих законных прав, включая создание независимого палестинского государства».
Главной задачей международного сообщества, и прежде всего ближневосточного «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию (Россия, Евросоюз, ООН, США), Москва считает содействие преодолению внутрипалестинских распрей «при уважении демократического выбора, сделанного палестинским народом», проголосовавшим в 2006 году за исламистов из ХАМАС. «Квартет», общавшийся в пятницу в режиме телеконференции, «с учетом тяжелых обстоятельств» выразил поддержку решениям Аббаса по роспуску правительства и введению чрезвычайного положения. Они были признаны «необходимыми и принятыми в соответствии с палестинским законодательством».
По мнению Сергея Лаврова, в числе собеседников которого были генсек ООН Пан Ги Мун, госсекретарь США Кондолиза Райс и представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана, международное содействие не может ограничиваться ближайшей целью наведения порядка в автономии. Надо «не упускать из виду конечную цель -- всеобъемлющее урегулирование арабо-израильского конфликта». Что касается израильской идеи направить в Газу международных миротворцев, то и она имеет право на обсуждение, но опять-таки «в контексте содействия палестино-израильскому урегулированию». В любом случае для ее осуществления «нужно будет согласие всех палестинских представителей -- и ФАТХ, и ХАМАС», подчеркнул Сергей Лавров.
Ахмад Абуль Гейт, глава МИД Египта -- единственной, кроме Израиля, страны, граничащей с сектором Газа, -- заявил, что действия ХАМАС незаконны, но Египет не откажется от посредничества в мирных переговорах между исламистами и ФАТХ. Абуль Гейт добавил, что намеченное на 26 июня заседание «квартета» в Каире, вероятно, будет отложено, так как в его рамках планировалась встреча Аббаса с премьером Израиля Ольмертом. Но чтобы она состоялась, надо будет сперва прояснить обстановку в Палестине.