Второго пришествия квартета генетически модифицированных героев компании Marvel на широкие экраны пришлось ждать два года. Срок идеальный -- подзабыть, кто есть кто в «Фантастической четверке» и какими свойствами они обладают, не получилось, но и кривить лицо, как при виде назойливого родственника, который через полчаса после окончания семейного праздника возвращается вроде бы за зонтиком и остается еще на неделю, вроде бы ни к чему. А так -- все на местах. Рид Ричардс (Йоан Гриффит), он же Мистер Фантастик, способный растягивать свои конечности до невероятных размеров, Сью-Невидимка (Джессика Альба), помимо полной прозрачности наделенная возможностью управлять силовыми полями, ее брат Джонни (Крис Эванс) по прозвищу Факел, умеющий оборачиваться летающим сгустком огня, а также Бен Гримм (Майкл Чиклис), превратившийся когда-то в каменное Нечто, да так им и оставшийся, влились в окружающее их американское общество на правах всеобщих любимцев и постоянных героев светской хроники.
Вот и сейчас СМИ на все лады обсуждают подробности вот-вот грядущей свадьбы Ричардса и Сью. И лишь после этого события в новостных сводках ютятся сообщения о странных катаклизмах, охвативших Землю, -- изрядная часть Токийского залива покрылась льдом, что твой каток, египетские пирамиды засыпаны пятисантиметровым слоем снега, а в Лос-Анджелесе и окрестностях что ни день вырубается электроснабжение. И ни глобальное потепление, ни прочие природные катаклизмы здесь ни при чем. Из глубин Вселенной на Землю движется Серебряный Серфер (Даг Джонс, в оригинале говорящий голосом Лоуренса Фишберна) -- носитель того же самого радиоактивного воздействия, что некогда сделало четверку четверкой, безжалостный и непобедимый предвестник гибели всего живого: ни один мир, к которому Серфер на своей доске приближался достаточно близко, не протягивал больше восьми дней. Так что нашим супергероям придется на время оторваться от выбора свадебного фарфора и примерки нарядов и заняться своими прямыми обязанностями по спасению мира.
Положение осложняется тем, что обычные, не имеющие специальных качеств военные решили подстраховаться и выпустили против Серфера давнего врага четверки, да и всего человечества в целом -- Виктора фон Дума (Джулиан Макмаон). Делать этого не нужно было ни под каким видом, но что взять с обычных людей... На счастье, сам Серфер, все-таки пойманный и лишенный своей чудесной доски, проявляет сознательность и решает помочь землянам сразиться с собственным хозяином, истинным виновником всех бед по имени Галактус -- пожирателем планет, чистым злом из открытого космоса.
«Фантастическая четверка: Вторжение Серебряного Серфера», как и первая часть, поставленная Тимом Стори («Парикмахерская», «Нью-йоркское такси»), в принципе состоит из трех примерно равных по объему слоев. Первый -- шутки и репризы по поводу того, что супергерои тоже люди и вынуждены существовать в обыкновенном мире, причем шутки в основном довольно бесхитростные («Что главное для девушки Человека-Факела?» -- «Огнеупорное белье и крем от загара»). Второй -- псевдонаучная игротека, где по экранам мониторов бегут, подрагивая, колонки цифр, подмигивают лампочки, поблескивают хромом воспетые еще советской фантастикой полувековой давности «ручки приборов», а зритель имеет возможность приобщиться к таким до дрожи интересным понятиям, как «трансформация вещества на субатомном уровне», «импульс Тахиона» и «магнитный трак с конденсатором разжижения». И, наконец, третий, ради которого все и затевалось, -- спецэффектные сцены борьбы добра со злом, во время которых Темза сливается в воронку, будто в водосток гигантской раковины, Великая Китайская стена рассыпается на мелкие кирпичики, а Серебряный Серфер проносится сквозь офисные здания, как раскаленный нож сквозь растительное масло.
Ни первая, ни вторая, ни даже третья из составных частей «Фантастической четверки» не имеет под собой ровным счетом никакого смысла. Все мотивации героев предельно просты, и их невозможно трактовать хоть немного неожиданным образом -- даже вроде бы безотказный психоанализ оказывается тут ни к чему. «Четверка» -- развлечение в чистом виде, причем развлечение старомодное, старающееся поразить, но не напугать, рассмешить, но не смутить, заставить сопереживать, но не задуматься. Не случайно в прокате фильму был присужден более чем щадящий возрастной рейтинг PG (дети любого возраста в сопровождении родителей) -- за всю историю экранизаций комиксов Marvel подобного рода ценза был удостоен только фильм «Говард-Утка» -- вопиющие в своем идиотизме приключения инопланетной кряквы. Но, может, это и к лучшему -- свою порцию удовольствия можно получить и при таком раскладе, тем более что в отличие от большинства летних блокбастеров этого года в фильме Стори весьма щадяще обошлись с продолжительностью -- всего полтора часа (куда там «Человеку-пауку» со 140, а третьим «Пиратам» -- со 168 минутами экранного времени). Так что вроде бы только начнешь скучать и маяться, а, глядишь, мир уже спасен,
свадьба сыграна, а герои прямо из-под венца торопятся к новым подвигам.