Время новостей
     N°102, 15 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.06.2007
Лаборатория Менделеева уйдет с молотка
«Славнефть» продает самый старый в России НПЗ
«Славнефть» решила продать самый старый российский нефтеперерабатывающий завод -- Ярославский НПЗ им. Менделеева. Вчера на сайте компании появилось объявление о том, что продажа пройдет 16 июля в офисе организатора аукциона -- ООО «Совлинк», претенденты должны будут подать свои предложения в запечатанных конвертах. «Славнефть» продает 51,86% уставного капитала НПЗ, при этом 36,19% останутся в номинальном держании у «ИНГ Банка (Евразия)». По некоторой информации, этот пакет де-факто либо находится в трасте, бенефициарами которого являются акционеры «Славнефти» -- ТНК-ВР и «Газпром нефть», либо в собственности структур, близких к российским акционерам ТНК-ВР. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что в совет директоров НПЗ на днях были избраны (как и в предыдущие пять лет) исключительно представители «Славнефти». В то же время покупателем контрольного пакета менделеевского завода, по мнению экспертов, могут стать либо «Роснефть», либо «Русснефть» Михаила Гуцериева.

НПЗ им. Менделеева был основан еще в 1879 году. Основателем завода стал инженер и предприниматель Виктор Рагозин, дальний родственник депутата Госдумы Дмитрия Рогозина. В экспериментальной лаборатории завода несколько месяцев проработал Дмитрий Иванович Менделеев, и это, как считается, подтолкнуло его к открытию периодической таблицы химических элементов. В конце 1990-х годов на заводе была самая настоящая разруха -- он был практически разворован. Бывший финансовый директор НПЗ Александр Прядунов, а также бывшие начальники коммерческого отдела Александр Лыгин и финансового Дмитрий Трофимов фигурировали в уголовных делах по фактам хищения.

Однако в 2000 году, когда в «Славнефть» пришла команда г-на Гуцериева, в завод им. Менделеева было вложено полтора десятка миллионов долларов. Бывший глава «Славнефти» решил построить на базе завода комплекс по производству масел. Итальянские компании TECHNE и ОСМЕ смонтировали установку, позволяющую выпускать 47 тыс. тонн масел в год. Помимо этого была модернизирована установка по переработке нефти, в результате чего была незначительно увеличена мощность завода -- до 500 тыс. тонн в год.

В апреле 2005 года акционеры «Славнефти», которые в то время делили активы компании, договорились с «Роснефтью» о продаже менделеевского завода. Государственной компании, только что купившей «Юганскнефтегаз», в срочном порядке требовались перерабатывающие мощности, и она даже вынашивала планы по строительству на базе «Юганска» вертикально-интегрированной компании. Более того, НПЗ им. Менделеева по качественным характеристикам может перерабатывать либо казахскую нефть, либо нефть с Анастасиевско-Троицкого нефтегазоконденсатного месторождения "Роснефти" в Краснодарском крае. Поэтому в рамках «Роснефти» можно было бы добиться некоторого синергетического эффекта. Но стороны не договорились, а у «Роснефти» планы кардинально изменились -- она замахнулась на всю переработку ЮКОСа.

А в прошлом году «Роснефть» и «Славнефть» не смогли договориться о поставках нефти на НПЗ им. Менделеева. До осени завод работал на запасах, а затем переработка была остановлена. Простой продолжается и сейчас.

При этом, как говорит аналитик «Тройки Диалога» Валерий Нестеров, завод оценен достаточно высоко: если Орский НПЗ год назад был продан «Русснефти» по 6,4 долл. за баррель мощности, то начальная цена за менделеевский завод соответствует примерно 11 долл. за баррель. Тем не менее, считает эксперт, покупатели на этот актив найдутся -- ведь он производит самые дорогие нефтепродукты, спрос на которые стабилен и год от года возрастает. «Крупные компании, которым необходимы перерабатывающие мощности, например «Сургутнефтегаз», этот маленький завод, конечно, не спасет, -- рассуждает г-н Нестеров. -- Но, например, для местных предпринимателей это деньги небольшие (стартовая цена. -- Ред.). Также могут проявить интерес небольшие нефтяные компании, например «Русснефть».

В «Русснефти» свой интерес к НПЗ им. Менделеева предпочли не комментировать. Хотя теоретически компания испытывает недостаток перерабатывающих мощностей, а г-н Гуцериев знает производство не понаслышке. В «Роснефти» же предпочли отделаться общими словами о том, что все потенциальные приобретения рассматриваются сначала на заседании инвестиционного комитета при совете директоров. Он же по этому поводу еще не собирался, и неизвестно, будет ли.

Для «Славнефти» завод стал неинтересен потому, говорит официальный представитель компании, что «выбытие этих мощностей компенсировано соответствующим увеличением объемов производства на основном нефтеперерабатывающем заводе компании -- «Славнефть--Ярославнефтеоргсинтез» (ЯНОС)». Поэтому серьезно инвестировать во второй -- достаточно старый и маленький -- завод в регионе компании оказалось невыгодным. Ранее же его не продавали потому, что объем переработки на ЯНОСе был меньше.

Николай ГОРЕЛОВ