Сегодня в Вене завершается созванная по инициативе России чрезвычайная конференция государств -- участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Поводом для ее созыва стали серьезные проблемы с выполнением договора странами НАТО, а также отказ ими ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, подписанный в 1999 году на саммите в Стамбуле. О том, почему нужен России этот договор, на исполнение которого Москва 23 мая наложила мораторий, «Времени новостей» рассказывает директор российского Института политического и военного анализа Александр ШАРАВИН.-- В нынешнем варианте ДОВСЕ России не нужен. Подписанный в 1990 году, этот договор, включая его обновленный в 1999 году вариант, был рассчитан на существовавший в то время военно-политический баланс сил между Россией и НАТО. Но сейчас договор устарел.
-- Что вы имеете в виду?-- При подписании ДОВСЕ и его адаптированного варианта западные страны брали на себя обязательство не расширять НАТО на восток и не включать в этот военный блок республики бывшего СССР. Запад также обязался не размещать никаких войск в Восточной Германии после объединения ее с Западной. В ФРГ могут быть только немецкие вооруженные силы.
А что мы видим сейчас? В НАТО уже не 19 членов, а 26, да и сам альянс приблизился к границам России. Изменился и баланс военных сил. Войска НАТО имеют преимущество перед Россией примерно в 4 тыс. танков, в 5 тыс. бронетранспортеров. Конечно, Россия остается крупной военной державой в Европе, но по обычным вооружениям страны НАТО во главе с США имеют над нами преимущество примерно три к одному. И при этом надо учесть, что даже находящиеся на ремонте танки и бронемашины Запад нам засчитывает как действующие. В договоре не учитывается планируемое размещение военных баз США в Румынии и Болгарии. В нем ничего не говорится о создании системы ПРО США вблизи от российских границ. В договоре не учитывается качество вооружений, система управления войсками.
-- Адаптированный ДОВСЕ ратифицировали Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Почему же страны НАТО отказываются его ратифицировать?-- Запад требует от нас выполнения так называемых Стамбульских соглашений, подписанных Борисом Ельциным в 1999 году. Тогда в Стамбуле, чтобы сбить антироссийскую волну, вызванную нашими действиями в Чечне, Ельцин пообещал вывести российские войска из Грузии и Молдовы. Можно считать, что его обещание выполнено. Из Молдовы вывезена тяжелая боевая техника. Там остаются только российские миротворцы и небольшая военная группировка, охраняющая тянущиеся на многие километры склады с боеприпасами. Склады в Приднестровье существуют с конца второй мировой войны, вывозить их трудно, и ликвидация складов требует специального решения. А статус миротворцев вообще не имеет никакого отношения к ДОВСЕ.
Что касается баз в Грузии, то Россия их выводит, этот процесс завершится в 2008 году, хотя в Стамбульских соглашениях сроки вывода баз в Гудауте и Вазиани оговорены не были. А по поводу баз в Ахалкалаки и Батуми те соглашения вообще не содержат обязательств России по их выводу. Попытка увязать выполнение Стамбульских соглашений с российскими миротворцами в Грузии также несостоятельна. Кстати, положения Стамбульских соглашений не были прописаны даже в адаптированном ДОВСЕ.
-- Что представляют собой Стамбульские соглашения?-- С точки зрения международного права Стамбульские соглашения не являются договором, поскольку они не подлежат ратификации парламентом. По сути, это политическое соглашение между руководством ряда стран.
-- Какая судьба ожидает ДОВСЕ?-- Думаю, новый вариант договора будет выработан, но это дело не одного дня. Конференция в Вене -- это лишь приглашение, сделанное Россией Западу, к пересмотру устаревшего договора. Чтобы оживить договор, надо его обновить, сделать его прозрачным и устраивающим всех участников. В качестве первого шага можно было бы выработать процедуру включения в ДОВСЕ прибалтийских стран и других новых членов НАТО. Тем более что введенный Россией мораторий дает Западу возможность продумать свое отношение к ДОВСЕ и предложить России шаги по выработке компромисса.