|
|
N°102, 15 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Наращивание мускулов»
У «Газпрома» есть много планов развития компании
Руководство «Газпрома» вчера начало марафон публичных презентаций своей деятельности в минувшем году, приуроченный к годовому собранию акционеров (оно состоится 29 июня). По традиции первый отчет перед журналистами и представителями инвестиционных компаний сделали топ-менеджеры сектора up-stream (разведка, добыча и транспортировка углеводородов) во главе с зампредом правления Александром Ананенковым. Об успехах в этой сфере было сказано много, еще больше было обещаний, но общий вывод получается неутешительный. У концерна множество планов и стратегических направлений развития, но нет единой стратегии бизнеса и видения перспектив газовой отрасли.
Можно спорить о том, кто виноват, что из утвержденных документов, касающихся стратегии развития газовой отрасли России, есть лишь не вполне адекватная Энергетическая стратегия до 2020 года, которую, как известно, собираются «уточнить» (а вернее, написать заново). Зато внятных ориентиров добычи и потребления газа в России в средне- и долгосрочной перспективе нет -- если таковыми не считать цифры, которые «Газпром» меняет чуть ли не ежегодно. Так, вчера г-н Ананенков сообщил, что концерн, если понадобится, может добывать в 2020 году не 590 млрд, как планировалось, а до 670 млрд кубометров. То есть может и не добывать, что свидетельствует о полной неопределенности в этой сфере. Более того, на сегодня страна не имеет утвержденных планов поставок газа даже в 2008 и 2009 годах. При том что проектов документов, которые должны заложить ориентиры работы газовой отрасли, предостаточно.
Так, г-н Ананенков в очередной раз пообещал, что генеральная схема развития газовой промышленности до 2030 года, которую «Газпром» безуспешно составляет уже много лет, будет принята в ближайшее время. «Это дело если не нескольких месяцев, то нескольких недель», -- витиевато заметил он. Количество сделанных раньше идентичных заявлений превышает разумные пределы. Стоит ли говорить о том, что документ, в проекте которого имеется два десятка сценариев развития, весьма условно может называться реализуемым на практике.
Второй документ -- программа создания единой системы газоснабжения на Востоке страны (также имеющая многолетнюю историю подготовки в стенах «Газпрома») -- должен сегодня рассматриваться на комиссии правительства по ТЭК. Однако шансов на его одобрение очень немного. Кроме того, до окончания переговоров с Китаем о цене трубопроводного газа всерьез говорить о цифрах и планах в газовой сфере в Восточной Сибири не имеет смысла. Просто потому, что достаточного по объему российского рынка газа для серьезного объема добычи в регионе нет. Соответственно КНР является крупнейшим потенциальным потребителем, из потребностей и возможностей и придется исходить. А сахалинские проекты по экспорту сжиженного природного газа могут развиваться и без принятия комплексной программы. Правда, прорыва в переговорном процессе с китайцами пока не предвидится, по признаниям топ-менеджеров самого «Газпрома».
Г-н Ананенков вчера также заявил, что полным ходом идет разработка документа под названием «Долгосрочный топливно-энергетический баланс». Тем самым он подтвердил мнение, что до сих пор не было и его. А страна продолжает жить по годовым разнарядкам, которые являются результатом административного торга между крупнейшими монополиями («Газпромом» и РАО «ЕЭС России) и профильными чиновниками.
Правда, надо сказать, что у «Газпрома» теперь появился новый предмет культа -- долгосрочные контракты с потребителями по принципу «бери или плати». Как заявил г-н Ананенков, точный прогноз поставок газа потребителям России появится только после заключения этих самых «длинных» договоров. А газовый монополист отныне ориентируется на тезис «Рост добычи -- это не просто наращивание мускулов, он будет полностью синхронизирован с уровнем потребления». Вот только в условиях монополии на добычу и транспортировку газа лишь сам «Газпром» может решать, кого из потребителей нужно синхронизировать, а кого необязательно.
Алексей ГРИВАЧ