«Газпром нефть» пойдет окольным путем
на розничный рынок нефтепродуктов Китая. Пока ее «дочка» -- «Газпром нефть Азия» -- работает только на территории Киргизии, где она контролирует примерно 36,5% всего объема реализации нефтепродуктов и 14,6% розничного рынка. Но, как рассказал вчера глава «Газпром нефти Азия» Болот Абилдаев, компания ищет выход как на соседние рынки Средней Азии, прежде всего Таджикистана и Казахстана, так и на розничный рынок Китая. «Пока никаких конкретных предложений по Китаю нет, но мы изучаем варианты, -- пояснил он. -- Мы ориентируемся на юг Китая, где высокая плотность населения и большой спрос на нефтепродукты».
Киргизскую «дочку» «Газпром нефть» создала почти год назад, выкупив у российской группы «Альянс» и киргизской «Мунаймурзы» сеть заправок и восемь нефтебаз на территории этой страны за 88 млн долл. Как говорил тогда бывший глава «Газпром нефти» Александр Рязанов, заключавший сделку, активы были выкуплены по цене значительно ниже рыночной, которая на тот момент составляла примерно 125 млн долларов.
По словам г-на Абилдаева, в этом году компания планирует инвестировать около 9 млн долл., до 2011-го ежегодные вложения составят примерно 10--12 млн долл. Эти средства компания потратит в первую очередь на покупку АЗС и реконструкцию нефтебаз. Причем упор будет сделан на увеличение сети заправок на юге Киргизии, где сейчас она занимает не более 1% (более двух третей АЗС компании находятся в Бишкеке и прилегающих областях). Это позволит к концу 2011 года увеличить общий объем продаж нефтепродуктов с 365 тыс. до 545 тыс. тонн, при этом розничная реализация вырастет со 166 тыс. до 205 тыс. тонн, а количество АЗС -- с 73 до 125. Соответственно, по прогнозам компании, доля «Газпром нефти» на общем рынке нефтепродуктов Киргизии должна составить около 40%, а в розничном секторе -- 35%. Поставлять нефтепродукты предполагается с Омского НПЗ.
В компании полагают, что этот бизнес может в дальнейшем стать хорошей основой для расширения присутствия в других азиатских странах. Хотя, признает глава «Газпром нефти Азия», экспансия будет затруднена, поскольку отсутствует необходимая инфраструктура. «С точки зрения логистики Киргизия -- тупиковый маршрут, для выхода на тот же китайский рынок необходимо строить железную дорогу, соединяющую Европу, Казахстан, Киргизию и Китай, -- подчеркнул г-н Абилдаев. -- Такой проект может быть реализован в 2014 году». Но если этот проект не осуществится, использовать «Газпром нефть Азия» для выхода на китайский рынок, возможно, будет просто экономически нецелесообразно.
Впрочем, в компании не исключают, что помимо развития розничного сектора «Газпром нефть Азия» может стать основой для создания небольшой вертикально-интегрированной компании на территории Киргизии. Как отметил г-н Абилдаев, развивать нефтепереработку в Киргизии, традиционно являющейся импортером топлива, не имеет смысла, поскольку в стране нет сырьевой базы. Но в мае этого года «Газпром» подписал с правительством этой страны соглашение о создании совместного предприятия, которое среди прочего должно заняться геологоразведкой на небольших участках на юге Киргизии. По предварительным данным, прогнозные ресурсы могут составить примерно 2 млн тонн условного топлива. «Если на этих участках будет найдено сырье, то, может быть, это будет уже одна компания, которая займется и добычей, и переработкой, и реализацией нефтепродуктов, но это, конечно, должен решать «Газпром», -- подчеркнул г-н Абилдаев.