Время новостей
     N°103, 18 июня 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.06.2007
Грац-мажор
Персональная выставка Гора Чахала в Австрии
Работы Гора Чахала, представленные в австрийском Граце, имеют вполне конкретную московскую предысторию. Например, триптих с огненной фигурой на красном фоне, который называется «Солнце правды, добра и красоты», показывался на скандально известной выставке «Россия 2». «Когда я ее сделал в 2003 году, -- рассказывает Чахал, -- в Москве это просто вызвало абсолютный шок среди современных художников. И еще на эту работу православные активисты подали в суд». Грацской выставке, самой большой персональной выставке Чахала вне России, не грозит ни то и ни другое: ни шока, ни агрессивной реакции религиозных фундаменталистов бояться не стоит. Во-первых, в Австрии обсуждение религиозных тем, чаще всего в критическом плане, со времен венского акционизма находится в мейнстриме контемпорари-арт. Во-вторых, подобное обсуждение связано со спецификой Культурного центра миноритов (Kulturzentrum bei den Minoriten), который представляет творчество московского художника. Минориты -- название монашеского ордена католической церкви.

«В рамках специальной программы мы показываем современное искусство на религиозные темы. То в классической традиции, то в критическом оспаривании. И цензуры никакой нет», -- говорит Йоханнес Раухенбергер, директор культурного центра, вместе с Андреой Домесле курирующий тамошние выставки. Центр и размещен в зданиях, принадлежащих католической церкви. «Однако критические позиции в отношении к искусству или к религии должны всегда иметь дискурсивные основания, -- добавляет Раухенбергер. -- Это касается и религиозных фундаменталистов и фундаменталистских художников».

В работах Гора Чахала кураторы эти серьезные основания нашли. О «чистой православной теории образа» говорит Раухенбергер, кандидат теологических наук, например, в отношении работы «Хор». Пять шестиугольников с абстрактными структурами в виде сот, дополнительно видеоряд с этими же картинами изображают хор серафимов, ангелов, которые окружают Бога. «По словам наших святых, серафимы постоянно поют и движутся, находясь при этом в молчании и в покое», -- комментирует Чахал. В чем заключается современность этих работ? «Серафимы своим пением передают информацию, передают высшую мудрость нижним уровням ангельской иерархии. Чтобы получить эту информацию, надо просто на них смотреть. А проблема информации стоит очень остро в современном мире, -- объясняет художник, ссылаясь еще и на квантовую теорию струн. -- Это один в один из описания ангельского мира».

В трех залах представлено практически все «религиозное» творчество Чахала. В том числе типичные для него компьютерные обработки и преобразования фигур. Представлены медитативные видеоработы, живопись о благословении. Даже визуальная поэзия: на одной стене художник написал все имена Бога, встречающиеся в русском тексте Библии. Откуда увлечение религией? «Я занимался объединением этического и эстетического дискурсов. Обнаружил, что в христианской культуре эти дискурсы вполне органично сосуществуют». И еще о судебном разбирательстве в Москве: «Я лишь пытаюсь современным художественным языком изобразить философские и богословские понятия». В Граце попытались это понять. Даже Зигфрид Нагль, мэр города, которого считают до некой степени католическим фундаменталистом, пришел на открытие и с большим интересом изучал творчество московского художника.

Хервиг ХЕЛЛЕР, Грац
//  читайте тему  //  Выставки