Визит президента России Владимира Путина в Туркмению в мае этого года открыл российским нефтяным компаниям дорогу к каспийскому шельфу этой страны. В минувшие выходные Ашхабад посетил с официальным визитом президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, а вчера -- глава и исполнительный директор ТНК-ВР Роберт Дадли и Герман Хан.
Переговоры с топ-менеджерами нефтяных компаний вел президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. О каких именно проектах шла речь, стороны пока не говорят, но по итогам переговоров руководство и ТНК-ВР, и ЛУКОЙЛа объявило о своей заинтересованности в работе на территории Туркмении.
Туркменский участок шельфа Каспийского моря -- непаханое поле для нефтяного бизнеса. Запасы нефти, по некоторым оценкам, достигают 11 млрд тонн, газа -- 5,5 трлн кубометров. Однако они практически не разрабатываются. Бывший президент страны Сапармурат Ниязов неохотно допускал иностранные компании к каспийскому шельфу, а у госконцерна «Туркменнефть» не хватало ни технологий, ни инвестиций разрабатывать эти месторождения самостоятельно. Так что до 2006 года единственной нефтедобывающей компанией на территории этой страны была британо-арабская Dragon Oil, разрабатывающая на условиях СРП шельфовое месторождение «Челекен». В прошлом году ее добыча составила около 3 млн тонн. Год назад промышленную добычу нефти начала и малайзийская Petronas. Датская Maersk и немецкая Wintershall ведут геологоразведку на нескольких морских блоках. Российские компании участвовали только в одном геологоразведочном проекте --- «Зарит» (в состав консорциума входят «Зарубежнефть», «Итера», «Роснефть» и «Туркменнефть»). Однако из-за сложностей с определением морских границ с соседним Ираном работы по проекту пока не ведутся.
После смерти Туркменбаши ситуация в нефтегазовом секторе сильно изменилась. Правительство г-на Бердымухаммедова стало активно зазывать чуть ли не все иностранные компании на туркменский шельф. Весной этого года приглашения получили Chevron, АФК «Система», несколько итальянских компаний.
ЛУКОЙЛ же несколько лет добивался от Туркменбаши права участвовать в шельфовых проектах. Ведь компания давно работает на каспийском шельфе России, Азербайджана и Казахстана. Два года назад она даже пыталась выкупить часть акций Dragon Oil, однако против этой сделки выступило правительство Туркмении, и ЛУКОЙл вынужден был отступить. С изменением политического курса компания активизировала свою деятельность. В мае этого года г-н Алекперов летал в Ашхабад в составе президентской делегации. Тогда же скорее всего и были достигнуты первые договоренности о возможности вхождения компании в геологоразведочные проекты на территории Туркмении. По крайней мере ЛУКОЙЛ попал в число компаний, которые, по словам Владимира Путина, "уже сделали первые шаги" для активизации торгово-экономических связей двух стран.
По итогам нынешних переговоров, согласно информации пресс-службы главы Туркмении, ЛУКОЙЛ может принять участие в геологоразведке трех перспективных блоков углеводородных месторождений на шельфе. «Мы подтверждаем факт переговоров, но не можем назвать никаких проектов, поскольку пока никаких конкретных договоренностей не достигнуто, -- заявили «Времени новостей» в пресс-службе ЛУКОЙЛа. -- Следующий визит руководителей компании в Ашхабад запланирован через месяц».
Не говорят о своих перспективах в Туркмении и в ТНК-ВР: «Это был первый визит руководства компании в Туркмению, поэтому он носил ознакомительный характер». В пресс-службе г-на Бердымухаммедова добавили, что в ходе переговоров президент Туркмении вкратце ознакомил руководителей ТНК-BP «с приоритетами социально-экономического развития страны». Помимо перспектив сотрудничества в нефтегазовой области обсуждались и возможности привлечения компанией передовых технологий и инвестиций в социальную и образовательную сферы.
Как отмечают геологи, главная трудность в освоении туркменского шельфа заключается в том, что запасы здесь пока не подтверждены. «Разведка и бурение туркменского шельфа проводились еще в советское время, да и то лишь северной его части, -- заявил «Времени новостей» один из экспертов. -- В результате было открыто много перспективных участков, входящих в Апшеронскую цепочку месторождений, в том числе Челекенское, Ждановское, Губкинское месторождения. По данным сейсмических исследований, на юге туркменского шельфа, у иранской границы, в районе Предкопетдагского прогиба, могут быть перспективные участки, однако по объему запасов они скорее всего будут уступать азербайджанским, да и глубина залегания здесь больше». Так что даже если российские компании добьются участия в геологоразведочных проектах, не факт, что последние будут успешными.