|
|
N°101, 14 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Компромисс нужен Украине, как воздух астматику"
На Украине президент, премьер и спикер никак не могут поставить точку в вопросе проведения 30 сентября досрочных парламентских выборов. Вчера президент заявил, что выборы «неизбежны», парламент же исчерпал полномочия. Виктор Ющенко обещал "подарить" кресло спикера Александру Морозу, чтобы он любовался им «на кухне» и «не мучил страну», препятствуя роспуску парламента. Сам спикер заявил, что считает парламент действующим до избрания его следующего состава на выборах. Партия регионов, ядро правящей коалиции, предложила закрыть работу Рады 15 июня при условии возвращения в парламент оппозиции для одобрения шести экономических законов. О путях выхода из ситуации "Времени новостей" рассказывает координатор парламентского большинства, лидер фракции Партии регионов в Раде Раиса БОГАТЫРЕВА.
-- Состоятся ли досрочные выборы 30 сентября? Все-таки президент Виктор Ющенко этой весной подписал указ об этом...
-- Вероятность проведения выборов 30 сентября высока. Очевидно, что президент не будет издавать четвертый указ. Все понимают, что если по каким-либо причинам Ющенко не удастся провести выборы, назначенные третьим указом, то доверие к нему в стране и за ее пределами будет резко утрачено. Так что его команда будет бороться за то, чтобы выборы состоялись. Тем более, три лидера государства (президент Виктор Ющенко, премьер Виктор Янукович, спикер Александр Мороз. -- Ред.) после длительного противостояния подписали (27 мая. -- Ред.) весьма жесткий политический документ -- заявление. В той или иной степени его условия выполнены парламентом, принявшим соответствующие законодательные решения. Президент подписал законы, включая, по сути, новую редакцию закона «О выборах народных депутатов». Проведена согласованная ротация членов ЦИК, которую возглавил человек президента -- Владимир Шаповал.
-- Но споры между коалицией большинства и оппозицией продолжаются. В чем проблема?
-- Дело в том, что оппозиция в парламенте как бы «обнулилась» -- приняла на своих съездах решения о сложении депутатских полномочий. На этом основании руководство оппозиции утверждает, что Рада должна быть распущена. А у руководства парламента на это другая точка зрения. Юристы в парламенте убеждены, что для конституционно оправданного шага необходимо, чтобы 151 народный депутат, то есть более двух третей, лично в парламенте сложил свои полномочия. По крайней мере этого требует регламент Рады. Сейчас этот юридический спор самый острый на Украине. Парламент защищает конституцию и требует, чтобы оппозиция присутствовала в зале заседаний. Но та туда уже не вернется, это очевидно. Но есть ее осколки в виде тех добросовестных представителей народа, которые не желают обслуживать амбиции своих лидеров. Не исключено, что на их базе может быть восстановлена деятельность оппозиционных блоков «Наша Украина» и «Блока Юлии Тимошенко» (БЮТ). Надо договориться на этот счет в ближайшее время, иначе внеочередные выборы 30 сентября могут состояться как следствие силового сценария, оформленное в решении совета национальной безопасности о дате и времени проведения выборов.
-- Могут ли президент и премьер прийти к компромиссу по продлению полномочий Рады до 30 сентября?
-- На пути к досрочным выборам мы достигли важных компромиссов. Кто-то ими восхищается, но есть и те, кто недоволен. Но ведь компромиссов без потерь не бывает. А компромисс нужен Украине, как воздух больному астмой. Этого требуют публичные «обязательства трех» провести выборы 30 сентября при условии сложения депутатских полномочий оппозицией. Но в том заявлении процедура выхода оппозиции из парламента никак не оговаривалась. И это оказалось самым слабым местом в договоре между президентом, премьером и спикером. Думаю, что парламенту для достижения компромисса можно было бы оставить право собираться в случае острой гражданской необходимости по общему решению политического большинства и оппозиции.
-- Может ли конституционный суд еще как-то повлиять на ситуацию?
-- Конституционный суд стал заложником политиков. Этого следовало ожидать, поскольку суд был сформирован по политическому принципу. В этом-то и был заложен глубокий конфликт, и поэтому суд долго не мог принять никаких решений. Сегодня в суде нет кворума, судьи долго болеют... Конституционный суд еще должен вынести вердикт по поводу указа президента о досрочных выборах, изданного в спорном правовом поле. Правда, это вряд ли что-то изменит, хотя вероятность негативного решения высока. Но решение относительно внеочередных выборов у президента окончательное. И этот вопрос будет решаться исключительно в политической плоскости. К глубокому сожалению.
-- Удовлетворена ли Партия регионов уступками президента и оппозиции при утверждении «пакета законов компромисса» по подготовке к выборам?
-- По поручению коалиции я вместе с коллегами работала в рабочей группе по подготовке законодательного решения организации досрочных выборов. Мы защитили все свои позиции. Более того, мы расширили «пакет» и поставили ультимативные условия о принятии и подписании президентом необходимых для правительства законов. Работа с оппонентами в рабочей группе показала даже большее: желание большинства депутатов от оппозиции сохранить парламент до 2011 года. Проблема в синдроме «закрытых партийных списков», из-за чего остальные депутаты из этих списков были вынуждены действовать в фарватере своих лидеров.
Компромисс по изменениям в избирательный закон получился сложным и даже противоречивым. Другого на острие конфликта и быть не могло. Так, мы ввели в избирательный закон барьер явки избирателей -- не менее половины от их общего числа должны принять участие в выборах. Если по этой причине выборы не состоятся, то ЦИК назначает через два месяца новые досрочные выборы, но уже без избирательного барьера. Подобных «компромиссов» немало, и они могут осложнить процесс выборов. Здесь основная нагрузка упадет на ЦИК.
-- Сильно ли изменится состав нового парламента? Какие силы сформируют правящую коалицию и правительство?
-- Мы обречены на дежавю. В парламент имеют шансы вернуться в основном только нынешние участники. Вряд ли можно дать сегодня точный ответ о настроениях избирателей. Особенно в протестной части, где немало тех, кто не поддерживает пока что никого. Они способны привести в парламент одну или две небольшие новые силы. Но это не изменит расстановку сил. Дискуссии вокруг формирования большинства в парламенте следующего созыва развернутся между «оранжевыми» и «бело-голубыми». (То есть опять между оппозицией и коалицией правящего большинства. -- Ред.) У нас есть все шансы реставрировать старую коалицию, но уже с убедительным политическим большинством. Понятно соответственно, кто будет новым премьер-министром.
-- Возможна ли коалиция между партиями премьера и президента?
-- Многие украинские эксперты не исключают широкой коалиции между Партией регионов и «Нашей Украиной». Этот союз был бы нужен и выгоден президенту накануне выборов главы государства в 2009 году, но он мог бы ослабить возможности Партии регионов выдвинуть своего кандидата в президенты и победить. Наша Партия регионов доказала эффективность управления страной: ежемесячная инфляция ниже одного процента, профицит доходной части бюджета, наращивание социальных инвестиций... Нам досрочные выборы не были нужны. Скорее всего они надолго дестабилизируют ситуацию. Но ценности, которые мы защищаем, фундаментальны, и мы не можем делать их заложниками в борьбе политических сил за власть.
Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев