Осенне-весенний сезон "Маршей несогласных" завершился в минувшие выходные акциями в Санкт-Петербурге, Москве, Мурманске и Екатеринбурге. Похоже, власть и оппозиция стали привыкать друг к другу во время уличных акций. В результате последние "марши" перед летним перерывом оказались самыми мирными в их недолгой истории.
Пожалуй, центральным
из серии "маршей" была акция в Петербурге, совпавшая по времени
с крупнейшим в России Экономическим форумом и саммитом СНГ.
Тем не менее "Марш несогласных" в Питере прошел на редкость спокойно, собрав около полутора тысяч участников, включая зевак и журналистов. Задержанными оказались только двое оппозиционеров, как позже выяснилось, находившихся в нетрезвом состоянии. Кадров для CNN или «Евроньюс» о том, как "Кремль душит демократию", к счастью, не получилось.
...Большой концертный зал «Октябрьский», на площади перед которым должен был начаться «марш», обнесли металлическим забором с надписью «Степан Разин». Вход осуществлялся через четыре металлоискателя. Для журналистов был организован отдельный вход. Во избежание эксцессов с работниками медиа, подобных тем, что происходили во время прошлых маршей, акулам пера выдали специальные бейджи от ГУВД с надписью «Пресса». Правда, почему-то желтого цвета. Всего, по данным правоохранительных органов, на акцию пришло около 250 представителей пишущей и снимающей братии. Многие ради «марша» даже покинули экономический форум -- преобладали иностранные журналисты.
Старт колонны оппозиции был намечен на 17.00 9 июня, но задержался на полчаса -- лидеры «Другой России» Гарри Каспаров и Эдуард Лимонов опаздывали. Прибыв к месту акции, они сразу же были окружены вниманием иностранных журналистов, которые прибыли освещать Петербургский международный экономический форум. Так что г-н Каспаров практически всю дорогу говорил не по-русски, рассказывая иностранным акулам пера о том, как Кремль отступает от демократии.
С обратной стороны БКЗ, с лестницы, за происходящим наблюдал начальник ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Владислав Пиотровский. Он был одет в штатскую одежду и черные очки. Позже Владислав Пиотровский наблюдал за несогласными уже у Музея Суворова. Там его оппозиционеры и заметили, прокричав «позор».
Колонна несогласных стартовала, когда собралось около пятисот участников акции. Практически на глазах колонна выросла до полутора тысяч человек. Флаги несогласных показывали степень политической неоднородности коалиции «Другая Россия». В одной колонне шли с российскими и имперскими флагами, флагами запрещенных нацболов, «Яблока» и флагом Победы. А вот флагов «Народно-демократического союза» Михаила Касьянова в рядах несогласных не было. Организация приняла решение отказаться от участия в акции. Так что последователи экс-премьера должны были скрывать свою политическую принадлежность. Например, на активистке НДС Юлии Малышевой даже значка касьяновцев не было.
Питерские активисты рассказывают, что местное отделение движения планировало принять участие в акции оппозиции, но московский офис запретил. Присутствие Юлии Малышевой, видимо, должно означать, что и в московском офисе НДС согласия между членами не наблюдается. «Просто наша позиция заключается в том, что с этими акциями не стоит частить», -- заявила журналистам помощник Михаила Касьянова Елена Дикун.
По всему пути шествия колонны стояли только сотрудники патрульно-постовой службы. Весь ОМОН расположился в близлежащих закоулках. По договоренности с городской администрацией оппозиция должна была проследовать только по пешеходному тротуару, но, пройдя около трехсот метров от места начала сбора, «несогласные» перегородили движение, из-за этого образовалась пробка. Даже машина скорой помощи была вынуждена ждать, пока пройдет колонна участников акции.
За полчаса авангард «несогласных» вышел к Музею Суворова, а еще через несколько минут начался митинг. Лозунги были стандартными для таких мероприятий: требовали свободы слова, отставки Путина, свободных выборов в Госдуму...
Андрей Илларионов, экс-советник президента по экономическим вопросам, выступая с трибуны на митинге «несогласных» у Музея Суворова, обратился с напутственной речью к присутствующим сотрудникам милиции: «Хорошо, что в Петербург приехало столько милиции из других городов, которая ведет себя достойно Стойте! Слушайте! Учитесь! Ведь вас в казармах не учат, что нападать на людей -- это преступление. То, что происходило в Москве и Петербурге 14 и 15 апреля, а именно нападение на граждан, -- это бандитизм».
С речью против строительства «Охта-центра», петербургского офиса "Газпрома", на митинге "несогласных" выступил экс-депутат петербургского законодательного собрания «яблочник» Михаил Амосов. «Газпром-Сити» -- это символ вертикали воровской власти», -- сказал он. Примерно через полчаса после официального окончания митинга его организаторы объявили, что акция закончена, и предложили всем разойтись. Столкновений с милицией не было, «несогласные» всем своим видом хотели продемонстрировать -- с нами можно иметь дело.
А 11 июня третий за последний год "Марш несогласных" прошел на Пушкинской площади в Москве. Впервые его участникам удалось добиться возможности собраться именно здесь, в центре города, а милиция вела себя спокойнее, чем на двух предыдущих "маршах". В митинге участвовало, по оценкам, около 2000 человек.
Милиции и ОМОНа было не меньше, чем раньше. На самой площади стояли в основном солдаты внутренних войск, а во дворах и в переходах скапливались основные силы правоохранителей. Несмотря на отдельные провокации, митинг прошел без происшествий.
Над толпой развевались флаги молодежного движения "Оборона", НБП, «Объединенного гражданского фронта», «Авангарда красной молодежи» и даже СПС. Митинг начался с выступления представителей «Другой России» -- Гарри Каспарова, Эдуарда Лимонова, Ивана Старикова. Выступили и другие организаторы "марша" -- координатор «Обороны» Олег Козловский и лидер АКМ Сергей Удальцов. Кроме того, заявили о своей поддержке акции член федерального совета "Яблока" Алексей Навальный и заместитель председателя московского отделения СПС Антон Малявский.
Выступавшие лидеры «Другой России» по очереди называли свой митинг «победой над властью». А задержанный утром, но вскоре отпущенный из отделения милиции лидер АКМ Сергей Удальцов сообщил «несогласным», что милиция на их стороне. Член президиума «Народно-демократического союза» Иван Стариков призывал коалицию «преодолеть разногласия и выдвинуть единого кандидата в президенты». А Гарри Каспаров заверил: «В конце года нас станет очень много, и мы победим, потому что на карту поставлена вся страна».
Пока продолжался митинг, группа из 15 нацболов неожиданно для всех перекрыла Большую Дмитровку рядом со Столешниковым переулком. Нацболы поставили пластиковые ограждения, развернули черно-белый флаг и зажгли файеры. «Есть такая партия -- НБП!», «Наше имя Эдуард Лимонов!» -- кричали они, вскидывая вверх кулаки. Ехавшие по Большой Дмитровке водители принялись сигналить и включили задний ход. Акция продлилась не больше пяти минут, затем нацболы пошли по улице в сторону Театральной площади. Их задержали.