За три дня работы
Петербургского экономического форума было заключено контрактов на общую сумму 13,5 млрд долл. «Это почти в пять раз больше, чем ожидалось», -- радовался министр экономического развития Герман Греф. Рекордные показатели были приятны ему вдвойне -- и как министру, отвечающему за приток инвестиций, и как организатору такого удачного форума. «Первоначально планировалось, что сумма будет в районе 3--4 млрд долл.», -- признался г-н Греф. Российские инвесторы, как показала статистика, гораздо активнее. На долю иностранных компаний пришлось 4 млрд из этой суммы. Однако эти деньги особенно дороги сердцу российских властей как доказательство того, что все разговоры об ухудшении делового климата в стране и предсказания скорого оттока капитала пока можно не принимать всерьез.
Западным инвесторам во время форума явно уделялось повышенное внимание. И президент Владимир Путин, и два первых вице-премьера Сергей Иванов и Дмитрий Медведев провели по встрече с иностранными инвесторами, убеждая их активнее вкладывать в Россию. Кстати, согласно исследованиям аудиторской компании Ernst&Young, 70% иностранных инвесторов уверены, что Россия станет ведущим игроком на мировой арене, сообщил на форуме глава компании Джеймс Терли. По его словам, 92% инвесторов, уже вкладывающих средства в российскую экономику, удовлетворены этим и планируют продолжать инвестировать в Россию.
В ходе форума был заключен, казалось,
уже похороненный контракт "Аэрофлота" с американским концерном Boeing на покупку 22 новых дальнемагистральных лайнеров Boeing-787. Кроме того, заключены контракты о строительстве в России заводов ведущих мировых автомобилестроительных компаний -- Volvo, Suzuki и Peugeot Citroen, а также южнокорейского производителя электроники -- Samsung. Еще одну фабрику по производству снэков построит американская PepsiCo.
Среди российских контрактов можно выделить договор нефтяной компании ЛУКОЙЛ о строительстве в Калмыкии газоперерабатывающего комплекса стоимостью 3 млрд долл. А крупнейший мировой производитель алюминия РУСАЛ вложит 2,5 млрд долл. в строительство Экибастузского энергометаллургического комбината в Казахстане.
Впрочем, российский вклад в экономику рассчитан с учетом проектов Инвестиционного фонда. На заседании инвестиционной комиссии в рамках форума было одобрено выделение денег на подготовку проектно-сметной документации по четырем новым проектам. Теперь им предстоит получить одобрение правительственной комиссии. Среди них проект «Урал Промышленный -- Урал Полярный», предполагающий строительство железной дороги к неосвоенным месторождениям; проект «Комплексное развитие Южной Якутии», создающий новый промышленный район со своей ГЭС и кластером по глубокой переработке полезных ископаемых; строительство скоростной дороги Москва -- Санкт-Петербург с 58-го по 684-й километр, а также организация скоростного движения пассажирских поездов из Петербурга в Хельсинки.
Ряд важных соглашений на форуме был подписан председателем Внешэкономбанка (преобразованного на прошлой неделе в Российский банк развития) Владимиром Дмитриевым. В частности, ВЭБ и казахский фонд устойчивого развития «Казына» подписали меморандум о взаимопонимании в области создания совместного фонда прямых инвестиций с уставным капиталом до 1 млрд долл. В настоящее время стороны проводят предварительные переговоры по вопросу поиска и отбора потенциальных инвестиционных проектов в области лесопереработки, энергетики, транспортной инфраструктуры. Кроме того, было подписано соглашение о сотрудничестве с Кабардино-Балкарией, в соответствии с которым в республике будут реализовываться инвестиционные и крупные инфраструктурные проекты в приоритетных отраслях экономики: гидроэнергетике, курортном и туристическом бизнесе, производстве и переработке сельхозпродукции, жилищном строительстве, фармацевтике, производстве стройматериалов. Речь идет также о создании современной аэропортовой инфраструктуры в Нальчике.
ВЭБ будет сотрудничать с Воронежской областью для создания Воронежского транспортного узла с объемом финансирования 21,3 млрд. руб., включающего в себя реконструкцию международного аэропорта Чертовицкое и строительство окружной магистрали Воронежа. Планируется строительство логистического комплекса, международного бизнес-центра и выставочного комплекса. Кроме того, Внешэкономбанк рассматривает проект строительства в Воронежской области завода по производству биодизеля, реализуемый компанией «Антойл-М», объем финансирования которого составляет 30 млн. долл. США.
И это только начало. Банк развития (Внешэкономбанк) к 2010--2012 годам обеспечит порядка 45% инвестиций в экономику России, а объем его кредитного портфеля нефинансовым институтам в 2010 году составит от 800 млрд до 1 трлн руб., заявил г-н Дмитриев на Петербургском форуме. По его словам, на 1 руб. долгосрочных инвестиций и гарантий Банк развития привлечет 3 руб. частных инвесторов в проекты по развитию инфраструктуры и 4--5 руб. -- в особые экономические зоны и технопарки.
По словам г-на Дмитриева, Банк развития должен стать катализатором государственно-частного партнерства и стимулировать инвестиционный бум, который станет основой долгосрочного роста экономики.
Впрочем, на форуме нашлось время не только для многомиллиардных сделок, но и для шоу. Самым красочным стала презентация Сочи как кандидата на проведение зимней Олимпиады 2014 года. Ледовое шоу с участием всех российских звезд, поставленное Борисом Красновым, просто поражало воображение. Оно проходило на берегу Финского залива под теплым июньским солнцем. Кстати, место было выбрано не случайно. Организаторы хотели показать, как это будет выглядеть в самом Сочи. Ведь объекты, связанные с ледовой частью Олимпиады будут построены в Имеретинской низменности, на берегу Черного моря. «Наша задача -- провести лучшие олимпийские игры», -- заявил генеральный директор заявочного комитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко. «Мы готовы сделать все, чтобы выйти в этой гонке победителями», -- подтвердил г-н Греф. Впрочем, те, кому посчастливилось увидеть презентацию, и так были убеждены: заявка Сочи самая лучшая.