Российские власти видят страну энергетической сверхдержавой с инновационной экономикой
Как и обещали организаторы
Петербургского экономического форума, основное внимание на нем было уделено стратегии экономического развития России.
Новым ориентиром стал 2020 год. И буквально из всех выступлений на форуме можно было сделать однозначный вывод -- к этому году Россия станет одной из самых развитых и процветающих стран мира. Даже бывший и.о. премьер-министра, а ныне директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар, далеко не всегда лояльно настроенный по отношению к власти, признал -- единственное, что всерьез угрожает России, это головокружение от успехов.
Серьезного падения цен на нефть уже никто не ожидает, а инвестиции в страну текут рекой. Все иностранные участники форума, начиная с бывшего главы Всемирного банка Джеймса Вулфенсона и заканчивая президентом Международного экономического форума в Давосе Клауса Шваба, говорили о том, что мнение, будто бы Россия сворачивает демократические свободы и это неминуемо приведет к оттоку инвесторов, является мифом.
Впрочем, выступление президента Владимира Путина показало -- время, когда власти были сосредоточены на борьбе за устойчивый экономический рост, прошло. Россия намерена играть ключевые роли в мировой экономике. Власти не собираются отказываться от преимуществ, предоставляемых российскими недрами, но одновременно будут развивать высокие технологии. Впрочем, об этом уже много говорилось. Но заявление о намерении стать одним из мировых финансовых центров и сделать рубль резервной валютой мировой торговли прозвучали впервые.
Как заявил на форуме Владимир Путин, «мировая финансовая система уже не отражает текущие и стратегические потребности глобальной экономики. Колебания курсов валют негативно отражаются на финансовых резервах целых стран, на развитии отдельных отраслей экономики». Таким образом, действующая система, завязанная на крайне малое количество валют и финансовых центров, мешает развитию мировой экономики. «Ответ на такой вызов один -- появление нескольких резервных мировых валют», -- заявил президент. По его словам, Россия будет последовательно работать для повышения привлекательности национальной валюты, и в том числе выступает за осуществление международных расчетов в рублях в тех случаях, когда это является взаимовыгодным для партнеров.
Впрочем, отказываться от роли ключевого игрока на энергетическом рынке Россия также не намерена. Владимир Путин заявил о готовности увеличить поставки энергоресурсов для нужд всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако в ответ ждет от Европы большей привязанности к традиционным поставщикам. «Нам понятно стремление к энергетической независимости, однако эта линия напрямую затрагивает и интересы поставщиков», -- заявил российский президент.
Первый вице-премьер Сергей Иванов, выступая на пленарном заседании «Россия. Сценарии-2020», также добавил несколько штрихов к будущему портрету страны. Приоритетом он назвал инновационную экономику, в первую очередь такие сферы, как авиа- и судостроение, развитие нано- и информационных технологий, а также ядерной энергетики и космических программ. «У нас в России много бед, но так сложилось, что у нас всегда был высокий уровень фундаментальной науки, однако мы плохо умеем коммерциализировать продукт и выводить его на рынок», -- сказал первый вице-премьер.
Кстати, расхожая мысль про две российские беды (дураков и дороги) была крайне популярной на форуме. Министр экономического развития Герман Греф, прослушав доклад Егора Гайдара, заявил: «Ранее мы вслед за Карамзиным считали, что у нас две беды -- плохой менеджмент и плохая инфраструктура, а теперь мы узнали, что у нас две новые беды -- это пенсионеры и приватизаторы». Дело в том, что, по мнению г-на Гайдара, стабильности страны угрожает дефицит Пенсионного фонда. И если г-н Иванов с гордостью рапортовал о том, что объем государственных резервов приближается к 50% ВВП, то г-н Гайдар настаивал на том, что размер стабфонда должен быть если не равен по объему ВВП, то по крайней мере равняться его двум третям.
Подушевой ВВП к 2020 году составит 30 тыс. долл., заявил г-н Иванов. А министр финансов Алексей Кудрин добавил, что со следующего десятилетия инфляция не превысит 3% в год. А наивысшей точки в инвестиционных рейтингах мы добьемся уже через три-пять лет. Капитализация российского рынка уже составляет 1,3 трлн долл., что больше, чем в Индии, Мексике и Бразилии. Из развивающихся стран мы уступаем только Китаю. Там этот показатель равен 2 триллионам.
Восторженные выступления пытался охладить лишь знаменитый "отец" сингапурского экономического чуда, экс-премьер Сингапура Ли Кван Ю. «России надо изменить свой менталитет, сохранившийся, несмотря на коллапс СССР, и прекратить выпускать неконкурентную продукцию", -- заявил он. Мэтр рассказал, как во время посещения Татарстана местное предприятие жаловалось ему, что хочет выпускать самолеты, но у него нет на это денег. «Таких примеров в России много, -- сказал 83-летний министр-наставник, -- но если вашу продукцию не хотят покупать, значит, не надо ее производить».