Саммит СНГ, состоявшийся в рамках XI Санкт-Петербургского экономического форума, оказался, как и было объявлено, неформальным. Это его качество было столь же явным, сколь неявными выглядели рамки самого форума: иногда казалось, что его мероприятия перетекают в дискуссии между президентами Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. Президенты России и Казахстана были главными героями одного из пленарных заседаний форума, название которого звучало так: «Конкурентоспособная Евразия -- пространство доверия». Их партнером в дискуссии выступал один из гуру западной политологии, автор знаменитого эссе «Конец истории», американский профессор Фрэнсис Фукуяма. Комментаторами были европейские VIP-чиновники, комиссар ЕС по внешней торговле Питер Мандельсон и генеральный директор ВТО Паскаль Лами.
Выступление российского президента по характеру было похожим на все предыдущие в последнее время, то есть наступательным. Судя по тому, что, как сказал Путин, «общими словами о справедливом распределении ресурсов и инвестиций ничего не решить», объектом его наступления был несправедливый характер этого распределения. Сначала -- на энергетических рынках. Рассказав о появлении на них «новых значительных производителей -- Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Узбекистана» (очевидно, порядок их перечисления, не по алфавиту, был неслучайным) и «новых крупных потребителей, таких как Китай и Индия», Путин сказал, что «политика традиционных потребителей далеко не однозначна», и призвал их всех к стратегическому диалогу.
Президент России поделился планами создания новых транспортных коридоров, в числе которых
«строительство второй очереди Волго-Дона, открывающей прикаспийским государствам выход в открытый океан». Путин тут же сделал ремарку, сообщив, что у «коллеги Назарбаева есть свое видение проблемы, и он тоже скажет об этом». Коллега ожидания оправдал самым сенсационным образом уже спустя двадцать минут. Президент Казахстана предложил прорыть новый судоходный канал между Каспием и Черным морем, сообщив, что, «по данным экспертов, он был бы на 1000 километров короче Волго-Дона». Вопрос этот, заявил Назарбаев, изучался начиная с XIX века, а в 1936 году по поручению Совета народных комиссаров был разработан проект его сооружения. Далее в подробности он предпочел не углубляться. По данным «Времени новостей», 700-километровый канал шириной 70 метров и глубиной 16 метров предполагается проложить по российской территории. По предварительным оценкам, сделанным в Астане, его стоимость окажется около 5 млрд долл. Назарбаев также вновь призвал вернуться к рассмотрению проекта поворота части стока сибирских рек в Среднюю Азию.
Подробно г-н Назарбаев остановился на ситуации в СНГ, которое «уже второй десяток лет переживает стагнацию». Лечить этот недуг он предложил «прагматичным подходом», перейдя к формированию повестки дня саммитов СНГ по принципу «один год -- одна тематика». Через пару часов президент Казахстана после общей встречи всех 12 президентов Содружества, будучи председателем их «клуба», заявит, что поскольку консенсус по этой идее есть, но саммит неформальный, то официальное решение будет принято на следующем, «формальном» саммите СНГ. Дата этого саммита, учитывая место его проведения -- Душанбе, выглядит знаковой: 5--6 октября. Для тех, кто незнаком с гороскопами первых лиц в СНГ, сообщаем, что 5 октября президенту Таджикистана Эмомали Рахмону исполнится 55 лет, а спустя два дня ту же дату отметит и Владимир Путин. Так что к поездке в таджикскую столицу большинство лидеров Содружества станут готовить сразу по два подарка...
Между тем г-н Назарбаев продолжал излагать свои инициативы. Если учесть уже изложенные к этому моменту критические соображения Владимира Путина о ставших «архаическими и недемократичными» организациях, призванных регулировать глобальные международные отношения (на примере ВТО), и его призывы «подумать о создании евразийских институтов свободной торговли», то назарбаевские предложения выглядели практическими шагами на этом направлении. Причем сделанными в качестве неприкрытого вызова Москве. Чего стоит замечание Назарбаева, что объем казахстанских инвестиций за рубежом, достигший 20 млрд долл., если учесть казахстано-российский коэффициент по населению 1:10, составляет 200 млрд долл. и превышает заявленные с гордостью российским президентом 140 млрд долл. российских инвестиций за рубежом...
А еще Нурсултан Назарбаев, перечисляя проблемы, мешающие интеграции в СНГ, заявил: «Самая большая опасность -- призывы, а тем более попытки силовой реинтеграции. Должен сохраняться принцип добровольности». Вряд ли на пространстве СНГ есть еще какой-либо центр силы, помимо Москвы, которому станут приписывать подобные попытки... Назарбаев еще раз подчеркнул это обстоятельство в конце речи, заявив, что успех полувекового интеграционного сотрудничества в Европе обязан «принципу равенства в сообществе», утвержденному благодаря идейному вдохновителю Евросоюза Жану Монне, убедившему принять этот принцип канцлера ФРГ Конрада Аденауэра еще в 1951 году.
Президент Казахстана между тем еще раз вернулся
к теме поиска альтернативных маршрутов углеводородных ресурсов, о чем он говорил месяц назад, принимая в Астане российского коллегу. Если Россия обеспечит свободный и беспрепятственный выход наших товаров к мировому океану, нам не надо будет искать эти маршруты, сказал Назарбаев, «никакой политики здесь нет». Предложения его выглядели амбициозно -- превратить свою столицу Астану, по его словам, «центр евразийского региона», в крупнейший центр интеграции региона. Создать там евразийские Клуб банкиров и Деловой конгресс, евразийские Клуб ученых и Банк новых технологий... А еще учредить новый форум ЕС--СНГ. По всей видимости, одной из его постоянных площадок видится также назарбаевская столица...
Путину не пришлось отвечать на все эти инициативы, он выступал перед Назарбаевым. Зато ответом им обоим могли служить выступления трех западных гостей. Фрэнсис Фукуяма был деликатен. Для начала он покритиковал американцев, которые «сегодня дают слишком много советов». А затем, рассуждая о недостатках развития постсоветских государств, основная проблема которых -- коррупция, посоветовал правительствам этих стран «действовать в интересах народа, а не семьи либо коллег». Это особенно важно для государств с богатыми природными ресурсами, заметил профессор Фукуяма, где «деятельность правительств должна быть прозрачна для СМИ и гражданского общества, чтобы оградить власти от искушения злоупотреблять рентой, получаемой от продажи ресурсов».
После этого пути участников экономического форума и лидеров СНГ разошлись. Последние переместились в загородную Стрельню, где в Константиновском дворце уединились для своего неформального саммита. Кроме изложенного выше главного его итога был еще один, несостоявшийся. Бывший председатель Центризбиркома России Александр Вешняков не был утвержден новым исполнительным секретарем СНГ вместо Владимира Рушайло.
По данным «Времени новостей», консенсус по этому вопросу в самый последний момент сорвал президент Белоруссии Александр Лукашенко. Как утверждают источники газеты в кулуарах саммита, батька припомнил Вешнякову сделанные им несколько лет назад критические высказывания об избирательной системе в Белоруссии.
Героем саммита, как мы и предсказывали
(см. «Время новостей» от 9 июня), оказался новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Встреч с ним добивались, и добились, президенты Азербайджана, Грузии, Узбекистана. А вот президенту Украины Виктору Ющенко наследник Туркменбаши в аудиенции отказал. По сведениям «ВН», г-н Бердымухаммедов сослался на чрезмерную занятость... Следует заметить, что, вернувшись из Санкт-Петербурга чрезвычайно удовлетворенным проделанной на саммите работой, о чем он сообщил сразу по прибытии в Ашхабад, туркменский президент продолжал поражать наблюдателей своей кипучей деятельностью.
В течение одного дня он принял руководителей компании ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, а также главу МИД Киргизии. Последний, между прочим, сделал президенту Туркмении предложение, от которого, очевидно, тот не откажется, -- прибыть в качестве гостя на саммит ШОС, который состоится в Бишкеке в августе. Заметим, что с подобного статуса начиналось участие в деятельности ШОС Узбекистана, ставшего затем членом Шанхайской организации...
Наконец, еще одним событием питерских мероприятий стала очередная встреча президентов Армении и Азербайджана, посвященная
мирному урегулированию карабахского конфликта. Два с половиной часа общения между Робертом Кочаряном и Ильхамом Алиевым (в том числе тет-а-тет, а затем в присутствии своих министров иностранных дел и трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ), как и ожидалось, особым успехом не увенчались. По сведениям «Времени новостей», полученным из источников, близких к переговорам, в центре внимания было два вопроса. Первый связан с проблемой Лачинского коридора, связывающего Армению и Нагорный Карабах, а второй -- с формальным обозначением процедуры волеизъявления жителей Карабаха, на основе которой должен будет принят его статус. Следующей встречи президентов в этом составе уже может не быть, в начале следующего года в Армении президентские выборы, победителем которых уверенно называют нынешнего армянского премьера Сержа Саркисяна.