В Минпромэнерго в обстановке секретности прошла внутренняя реорганизация энергетического крыла и небольшая настройка промышленного блока. По информации «Времени новостей», в четверг Виктор Христенко подписал приказ, согласно которому вместо департамента ТЭК и департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях образуются три новых подразделения. Как пояснил представитель министерства, преобразования связаны с предстоящим завершением реформы электроэнергетики, а также усилением дискуссий в рамках глобального энергетического диалога.
Для того чтобы создать центр административной ответственности за регулирование электроэнергетической отрасли после ликвидации РАО «ЕЭС России», формируется специальный департамент с соответствующими функциями. Его возглавит Вячеслав Кравченко, который до сих пор был директором департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях. За налаживание энергодиалога с потребителями и поставщиками будет отвечать новый департамент государственной энергетической политики. Директором стал Анатолий Яновский, ранее отвечавший за весь топливно-энергетический комплекс. Ему также придется заниматься «уточнением» энергостратегии России до 2030 года, о которой Минпромэнерго заявило осенью прошлого года. Кроме того, приказом организован департамент нефтегазовой политики, который будет работать с добычей углеводородов. Источник в ведомстве утверждает, что этот департамент также возглавит человек из нынешний команды, скорее всего из Федерального агентства по энергетике.
Минпромэнерго в нынешнем виде
было создано в начале 2004 года в результате проведенной тогда административной реформы. Эта реформа предполагала создание крупных министерств с политическими тяжеловесами во главе, которые бы занимались стратегией управления и развития вверенных направлений, а также федеральных агентств для реализации решений и осуществления оперативного госуправления. Функции регулирования энергетического комплекса в структуре Минпромэнерго оказались «размазаны» по трем подразделениям -- департаменту ТЭК, департаменту структурной и тарифной политики в естественных монополиях и Федеральному агентству по энергетике.
Первое из них, главой которого до сих пор был Анатолий Яновский, занималось общими вопросами. В частности, его департамент безуспешно пытался по поручению правительства подготовить совместно с «Газпромом» две стратегические программы -- генеральную схему развития газовой промышленности до 2030 года и программу создания единой системы газоснабжения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Оба документа три года существуют в проектах и не выдерживают никакой критики со стороны экспертов. К примеру, в одной из последних версий генсхемы было несколько десятков сценариев развития ситуации в газовой отрасли, что ставило под сомнение практическую ценность документа. Кроме того, г-н Яновский был ответственным за так называемый «топливный кризис» -- он занимался регулированием отношений государства и розничных торговцев нефтепродуктами. Однако, как известно, высокие цены на бензин министерству обуздать не удавалось -- они стабилизировались благодаря рыночным факторам.
«Структурный» департамент в первую очередь должен был обеспечивать ход реформы электроэнергетики, поскольку преобразования в газовой отрасли до последнего времени были политически запрещены. Возглавлявший его Вячеслав Кравченко до 2004 года занимался этой проблемой в Минэкономразвития, которое до административной реформы курировало реструктуризацию отрасли. Когда руководство страны осознало, что газовой отраслью также необходимо заниматься, функции по разработке и согласованию постановления правительства о проведении эксперимента по биржевым торгам газом также оказались в ведении этого департамента. Теперь вопросы создания рынка газа, очевидно, опять окажутся без куратора.
Область деятельности «Росэнерго», которое возглавляет
выходец из «Роснефти» Сергей Оганесян, остается во многом загадкой. По большому счету, кроме утверждения графиков экспорта нефти, которые составляются «Транснефтью», агентство никаких сфер деятельности не курирует. В прошлом году, когда разразился скандал с получением «опальным» ЮКОСом места в экспортной трубе, вместе с кадровыми последствиями (был уволен один из замов главы службы) зародилась кампания по ликвидации агентства. Затем эта идея трансформировалась в передачу функций утверждения графиков в «Транснефть», которая была вполне довольна разделением ответственности с государственным ведомством. Процесс согласования этого вопроса тянется до сих пор. А глава службы Сергей Оганесян, как неоднократно сообщали источники, близкие к «Росэнерго», не раз писал заявление об отставке, но оно не было подписано, так как, судя по всему, руководство страны не желает что-либо менять в структуре правительства до президентских выборов в следующем году.