|
|
N°100, 09 июня 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Именной иск
Юниаструмбанк оспаривает незаконное использование своего названия
В начале июля московский арбитражный суд рассмотрит спор Юниаструмбанка с неким ООО «Юниаструм», которое, по мнению банка, незаконно использует его зарегистрированный товарный знак. Компания не имеет никакого отношения к Юниаструмбанку и структурам, принадлежащим его акционерам, а значит, без разрешения использует запатентованный товарный знак. Это не первое покушение на марку «Юниаструм», однако до этого вопросы решались без обращения в суд. «В прошлом месяце нашими усилиями был закрыт сайт, наименование которого также содержало слово «Юниаструм», в том числе в адресе», -- напоминает директор юридического департамента Юниаструмбанка Станислав Сушко. Он уверен, что это намеренное использование известного на территории России товарного знака.
«В базе данных единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) была обнаружена компания с наименованием ООО «Юниаструм». При этом владельцем исключительных прав на торговый знак «Юниаструм» с 15 сентября 2003 года является Юниаструмбанк», -- рассказал г-н Сушко. Этот знак также используется в качестве обозначения группы компаний «Юниаструм» в названиях: «Юниаструм Брокер», «Юниаструм Лизинг», «Юниаструм Консалтинг». По словам г-на Сушко, суть претензий банка в том, что компания использует торговый знак «Юниаструм» без разрешения банка, что может ввести в заблуждение его клиентов. «Мы пытались связаться с компанией по зарегистрированному адресу, направив письмо о прекращении незаконного использования наименования, но письмо вернулось в связи с тем, что компания по этому адресу отсутствует», -- добавил Сушко. Поэтому банк принял решение прекратить нарушение через суд.
По словам юристов, если факт незаконного использования товарного знака будет доказан, суд вправе не только запретить незаконное использование товарного знака, но и возложить на фирму-нарушителя обязанность уплатить истцу компенсацию в размере от 100 тыс. до 5 млн руб., предусмотренную законом «О товарных знаках». Но, по словам г-на Сушко, банк удовлетворится и тем, что фирме «Юниаструм» запретят использовать интеллектуальную собственность банка.
Случаи использования банковских торговых знаков компаниями, не имеющими к ним отношения, встречаются часто. Например, летом прошлого года Центробанк обратил внимание на фирму IFC-Group, предлагавшую всем желающим услуги по «обналичиванию и обезналичиванию денежных средств», офшорные схемы и тому подобное. Помимо того, что компания пользовалась именем известной Международной финансовой корпорации (IFC), она размещала на своем сайте якобы рекомендательные письма крупных международных банков, которые, естественно, оказались фальшивками. Благодаря вмешательству ЦБ судебное разбирательство не понадобилось -- сайт IFC-Group с красноречивым адресом www.obnal.info закрылся.
Впрочем, есть и примеры совпадений названий банков без злого умысла. Например, еще в 2005 году российский Центробанк предупреждал от возможности спутать молдавский Газпромбанк с российским Газпромбанком. Но, похоже, кроме редких случаев путаницы клиентов и контрагентов ничто не мешает обоим банкам работать под своими именами. Тем более что они находятся в разных странах. Правда, есть банки с идентичными названиями и на территории России -- например, московский и самарский банки «Солидарность». А под такие распространенные аббревиатуры, как, например, МКБ или МПБ, подпадают по нескольку банков. Чтобы предупредить возможность появления банков с названиями, схожими до путаницы, в департаменте лицензирования банков ЦБ даже создали специальную комиссию, которая должна следить за тем, чтобы названия не были слишком похожи. Впрочем, даже если банки имеют полностью идентичные названия, но работают в разных сферах или регионах и их интересы не пересекаются, нет и повода для разбирательств, говорят юристы.
«Запретить использование товарного знака через суд можно, и примеры таких решений есть, -- говорит юрист компании «Линия права» Владимир Святов. -- Но для этого истец должен доказать, что использование ответчиком товарного знака, исключительные права на который принадлежат истцу, нарушает права или законные интересы последнего». Для этого нужно, в частности, доказать, что компания-нарушитель незаконно использует товарный знак в отношении товаров или видов деятельности, для которых товарный знак был зарегистрирован. Иначе истцу будет крайне сложно убедить суд в том, что права истца нарушены, говорит он.
Елена ХУТОРНЫХ